- Юрий Николаевич, наверное, правильнее было бы назвать операцию, затеянную Израилем, не наземной, а подземной?
– Именно. Вот это и сдерживало пока Израиль, а не всякие там увещевания Байдена. Ведь танки, артиллерию и авиацию под землю не спустишь.
Так, основатель Международной рабочей группы по подземной войне Джон Спенсер в недавней статье в Modern War Institute «Подземный кошмар: туннели ХАМАС и серьезная проблема, стоящая перед ЦАХАЛ» пишет: «Если Израиль начнет наземную кампанию в секторе Газа, чтобы очистить густонаселенные районы от военного потенциала ХАМАС, израильские силы могут столкнуться с широким спектром проблем. Некоторые из них являются общими чертами современной истории городских войн, тогда как другие проистекают из уникальных особенностей городской местности Газы. Но одна проблема касается обеих категорий: туннели. Подземные пространства фигурировали и в других городских сражениях — не только в последнее время, но и в древней истории. Но масштаб проблемы в Газе, где под землей анклава пересекаются сотни километров туннелей, совершенно уникален. Этот обширный подземный комплекс представляет собой коварную проблему, для которой не существует идеального решения, ожидающую израильские сухопутные войска».
- Что известно о подземельях Газы?
– Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) хорошо осведомлена о наличии туннелей ХАМАС в секторе Газа. Они часто называют туннельные системы «метро». Уничтожение этих туннельных комплексов было одной из целей предыдущих наземных кампаний в секторе Газа в 2008 и 2014 годах. В 2021 году предполагалось, что туннелей будет почти 500 километров, когда Израиль заявил, что уничтожил 100 километров туннелей во время одиннадцатидневной бомбардировки. Даже если эти туннели не были восстановлены или заменены, это означает, что вполне вероятно, что в Газе остаются сотни километров сложной, комплексной и глубокой туннельной инфраструктуры. Это настоящий город под городами на поверхности Газы.
Джон Спенсер утверждает, что «в случае наземной кампании, начатой Израилем, ХАМАС будет использовать свои туннели как для обороны, так и для наступления. То, как они использовали эти пространства против ЦАХАЛ во время израильской операции «Несокрушимая скала» в 2014 году, дает подсказку о том, чего ожидать в предстоящие дни и недели.
ХАМАС уже разместил свое руководство, бойцов, штабы, средства связи, оружие и запасы, такие как вода, еда и боеприпасы, в своих туннельных комплексах, чтобы подготовиться к наземному нападению израильских сил.
Обширная подземная система включает в себя складские помещения, электрические генераторы, центры снабжение. Известны и так называемые «экономические туннели». Более 1000 таких туннелей были вырыты под границей между Египтом и сектором Газа для доставки контрабанды.
Туннели позволят бойцам безопасно и свободно перемещаться между рядом боевых позиций под массивными зданиями, даже после того, как ЦАХАЛ сбросит на них тысячефунтовые бомбы.
Важно отметить, что ХАМАС также вырыл большую часть своих туннелей под гражданскими объектами, такими как школы, больницы и мечети, в густонаселенных городских районах и связал их с ними».
– Для укрытия, обороны и контратак туннели вполне удобны. А что подразумевается под наступательными действиями?
– Боевики ХАМАС будут использовать туннели для проникновения за передовые позиции ЦАХАЛ, чтобы застать израильтян врасплох, атаковать, например, подразделения материально-технического обеспечения. Из туннелей может вестись снайперский и противотанковый огонь, наноситься ракетные удары. В общем, туннели позволяют вести городскую партизанскую войну - небольшие группы «охотников-убийц» перемещаются под землей, выскакивают, наносят удары и быстро возвращаются в туннель.
Кстати, можно минировать туннельными бомбами участки под основными дорогами и зданиями, куда могут быть заманены бойцы ЦАХАЛ.
– С чем столкнуться израильские военные, спустившись в туннели?
– Могу предположить, что крысы или тараканы-мутанты – не самое страшное, что увидят израильтяне в подземельях Газы. Если, конечно, вообще они что-нибудь там увидят.
Проблема в том, что большинство военных приборов, в том числе очков ночного видения, полагаются на окружающий свет, пусть рассеянный или очень слабый, хотя бы от звезд или уходящих лучей солнца, и не могут работать при его полном отсутствии. Любое военное навигационное и коммуникационное оборудование, использующее спутниковые сигналы или сигналы прямой видимости, не будет работать под землей.
В некоторых тоннелях невозможно дышать без кислородных баллонов, в зависимости от их глубины и вентиляции воздуха.
Важно подчеркнуть две особенности, типичные для туннелей ХАМАС. Во-первых, почти все эти туннели очень узкие, в основном из-за сборных бетонных стенок и верхушек. Средний туннель имеет высоту всего два метра и ширину – метр. Вести там бой и просто перемещаться чрезвычайно трудно. Во-вторых, благодаря достижениям Израиля в обнаружении и разрушении туннелей, ХАМАС рыл свои коммуникации все глубже и глубже. В 2020 году Израиль обнаружил туннель, спускавшийся на глубину 70 метров - самый глубокий из найденных на тот момент.
– Не поверю, что у израильтян нет эффективных средств для подземной войны.
– Есть, как не быть? И они действительно эффективные. Ой вэй, не зря хохмила юмористка Клара Новикова: у тети Сони плохого не бывает.
Существуют специализированные подразделения, такие, например, как «Яхалом» - элитное подразделение коммандос инженерного корпуса ЦАХАЛ, солдаты которого специализируются на поиске, расчистке и разрушении туннелей. Есть подразделение «Сайфан» - эти бойцы обучаются противостоять угрозе нетрадиционного оружия. Есть «Самур», который тоже специализируется на проникновении, очистке и разрушении туннелей.
Сам же «Яхалом» — одно из крупнейших подразделений в мире, которое обучает, укомплектовывает, оснащает, экспериментирует и разрабатывает новые способы ведения подземной войны. В кинологическом подразделении ЦАХАЛ «Окетц» есть собаки, обученные для работы под землей. А специалисты подразделений «Сайерет», «Маткаль», «Ямам» делятся передовым опытом борьбы с террористами и боевиками подполья. То есть, в Израиле есть, кому воевать под землей. И есть, с чем воевать.
Спецподразделения имеют специальное оборудование, разработанное для туннелей. Подразделения туннельной разведки, например, используют наземные и воздушные датчики, георадары, буровое оборудование и другие системы для поиска туннелей. Существуют радиоприемники и навигационные технологии для работы под землей, очки ночного видения, использующие тепловые и другие технологии для видения в полной темноте, обширный набор летающих или ползающих роботов с дистанционным или проводным управлением, которые могут заглядывать в туннели и составлять карту подземелий, не подвергая опасности солдат.
ЦАХАЛ использует тренировочные симуляторы виртуальной реальности, которые позволяют солдатам тренироваться для ведения подземной войны, даже если они не находятся на реальных полигонах.
– Какое оружие Израиль планирует использовать в подземной войне?
– Израиль разработал специальную тактику борьбы с туннелями после их обнаружения. Он имеет широкий ассортимент проникающих боеприпасов, таких как GBU-28, которые могут проникать в землю и даже бетон на весьма большую глубину. Различные типы взрывчатки могут обрушивать или запечатывать туннели. Имеется и опыт применения «туннельного» оружия. Так, в Афганистане в 2017 году американцы сбросили на комплекс пещер и туннелей ИГИЛ («Исламское государство» – запрещенная в России террористическая организация) самую мощную неядерную бомбу — GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast.
– Но ведь Газа — это не гористая и малонаселенная местность Афганистана…
– Израильтян, как мы видим, не особо смущают возможные жертвы среди мирного арабского населения. Там ослеплены чувством мести – вполне эмоционально объяснимым, - за своих, тоже невинно погибших, граждан. Но, как предупреждал один неглупый еврей, не надо мерить там, где уже отрезано.
Впрочем, они не во всем полагаются только на боеприпасы. У них есть множество бульдозеров, которые можно использовать для заделки туннелей — тактика, которую морские пехотинцы США использовали, когда запечатывали японских солдат в их пещерах и туннелях во время последней части битвы при Иводзиме в 1945 году. Когда в 2017 году во время операции «Северный щит» вдоль северной границы Израиля было обнаружено несколько туннелей «Хезболлы», ЦАХАЛ залил тоннели мокрым цементом.
– Помогло?
– Так себе… Но в борьбе с туннелями нашелся более эффективны и дешевый рецепт. И, что удивительно, первыми применили его вовсе не евреи.
- Неужели арабы?
– А чему вы удивляетесь? Ведь тоже – семиты, только другой веры. Но мозги хорошо работают. Именно Египет попытался нейтрализовать трансграничные контрабандные туннели ХАМАС своей границы с сектором Газа, заливая их морской водой и сточными водами.
Напомню, после переворота в сентябре 2013 года египетские военные начали разрушать туннели, протянувшиеся от прибрежного анклава, находящегося под контролем ХАМАС.
В феврале 2016 года президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси приказал затопить 11 туннелей ХАМАС, соединяющих Египет с сектором Газа «по запросу Израиля». Были использованы трубы для откачки воды из Средиземного моря, что вызвало обрушение туннелей. Сделано это было, якобы, для пресечения контрабанды.
В 2018 году Египет объявил, что разрушил 37 инфильтрационных туннелей в секторе Газа, затопив их водой и сточными водами.
– Тотальное затопление – это сработает?
– Не факт. Мера кардинальная и очень суровая. Но ведь командиры ХАМАС такие действия со стороны противника предполагают и готовят «ответку». Они, вероятно, будут размещать в туннелях взрывчатку, которая сработает в других местах туннельной сети, причинив ущерб там, где ЦАХАЛ не предвидел.
– То есть, ХАМАС тоже может затопить свои же туннели? Зачем?
– А почему нет? Ведь и Гитлер в 1945 году приказал открыть шлюзы и затопить как минимум берлинское метро. Кстати, одного еврея однажды очень смутил дорожный знак на воротах кладбища: «Одностороннее движение». Так и тут.
Президент Института Имаджиндия в Нью-Дели Робиндер Сачдев в статье в The American BAZAAR «Что, если в секторе Газа ЦАХАЛ ждет «бомба с морской водой»? Расшифровка нетрадиционной военной стратегии ХАМАС: можно ли использовать наводнение в качестве защитной тактики?» пишет: «25 процентов территории сектора Газа находится ниже уровня моря. В секторе Газа есть четыре района, которые находятся ниже уровня моря, и три из этих низменных районов находятся в Северной и Центральной Газе. Бейт-Ханун, Бейт-Лахия в Северной Газе, затем город Газа в Центральной Газе и Рафах в Южной Газе».
– И что может произойти?
– По мнению Робиндера Сачдева, ХАМАС, должно быть, разработал множество партизанских тактик для борьбы с наземным вторжением Израиля: «Что, если ХАМАС проложил туннели, которые соединят районы «ниже уровня моря» в секторе Газа со Средиземным морем на побережье Газы?
Эти «туннели для затопления морской воды» (SWFBT) пробурены до последних двух метров перед выходом на море. И есть бомбы с дистанционным управлением, заложенные в устье этих туннелей в точке морского сообщения в Средиземном море. Когда израильское вторжение начинается из северной части сектора Газа, эти дистанционные бомбы взрываются в море. Морская вода проникает через туннели и затопляет низменные районы сектора Газа».
– Чем это грозит израильской армии?
– Израильские силы вторжения это просто парализует – они банально увязнут в гигантском рукотворном болоте. Наземная операция в этой трясине захлебнется и потеряет смысл – никакая техника не сможет даже шевельнуться. А ведь израильтяне перед всем арабским миром держатся только на техническом превосходстве (международные финансы и политику оставим пока за скобками).
Робиндер Сачдев пишет, что «морские воды хлынут в эти специальные туннели с невообразимой яростью – и за считанные минуты достигнут районов Газы «ниже уровня моря» – и затопят эти низменные районы, примерно на полтора метра, чтобы уровень воды сравнялся с уровнем моря.
Во-первых, затопление таких территорий, карманов, площадь которых может составлять от 1,5 до 5 километров или более, в Северной Газе, ширина которой сама по себе составляет всего 10 километров, создаст заболоченные территории и болота, которые станут помехой для израильской тяжелой артиллерии, танков и даже джипов, что при попытке проехать по этому участку застревает, обездвиживается. На военном языке это известно как «запрет зоны».
Во-вторых, в случае конкретного SWFBT, маршрут туннеля простирается на 3 километра и достигает «низменной местности», то 3- километровая трасса этого туннеля, по которому со значительной силой устремляются морские воды, будет иметь эффект смягчения и увлажнения почвы над ним. Более того, важно учитывать, что верхний слой почвы в Газе в основном состоит из песка и глины, что делает его еще более восприимчивым к размягчению. Особенно, когда эти туннели SWFBT построены всего на глубине около одного метра ниже уровня земли – это достаточная глубина, позволяющая морской воде течь в обозначенные низменные районы. Следовательно, этот 3 – километровый маршрут туннеля в данном случае превратится в болотистую и размягченную почву, создав барьер из мягкой почвы, где могут оказаться обездвиженными израильские грузовики и джипы, не говоря уже о тяжелых танках».
Почти Белоруссия в нашу Великую Отечественную…
– Но в Белоруссии расположение непроходимых болот было заранее известно и нам, и немцам. Были карты местности. А тут «непроходимость» может возникнуть внезапно в непредсказуемых местах. Причем, там, куда уже вошли израильские войска…
– И это чревато большими потерями.
– Израильтяне не опасаются, что ХАМАС пророет туннели на их территорию? Помните, вы говорили про возможные наступательные действия этих «детей подземелья»? Ведь тут совсем недалеко, могут проползти…
– Очень даже опасаются. И там уже приняли меры. В 2018 году Израиль завершил строительство 27-километрового подземного барьера, предназначенного для предотвращения пересечения туннелей на израильскую территорию из сектора Газа. Барьер простирается до Средиземного моря, чтобы предотвратить проникновение террористов ХАМАС по морю.
– Что это за барьер?
– Понятно, что это не просто насыпной бруствер из всякого хлама и близлежащего грунта. И не мешки с песком. Это – сложное, хорошо продуманное и умело сделанное инженерное сооружение (помните про тетю Соню?).
Противотуннельный барьер вдоль границы Израиля и сектора Газа представляет собой тоже подземную стену из шлама, построенную на протяжении всей 40-километровой границы Израиля и сектора Газа. На засекреченную глубину вкопаны толстые бетонные стены в сочетании с датчиками и устройствами сигнализации.
Известно, что подземный противотуннельный барьер был завершен в декабре 2021 года. Стоимость проекта оценивалась в сумму 1,11 миллиарда долларов США. Он расположен полностью на израильской земле.
Израильтяне очень надеются, что подземная война собственно израильской земли (или ее недр) не коснется.