Самолет А-50 — один из самых необычных в наших ВВС. Он создан на базе тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76, но имеет на фюзеляже огромный круглый «гриб», где под обтекателем спрятаны мощные радары.
Как именно может выглядеть такой тандем – об этом «МК» рассказал экс-начальник зенитных ракетных войск Командования специального назначения (округ ПВО Москвы) полковник в запасе Сергей Хатылев.
- Речь идет о том, что летающий радар и одновременно пункт управления А-50, у которого обзор гораздо шире, чем у радаров наземного зенитного комплекса С-400, засекает воздушные цели за многие сотни километров и делится разведывательной и боевой информацией с зенитчиками, с тем же С-400, - поясняет эксперт. – Расчеты ПВО могут получать информацию о цели либо от передовых радиолокационных станций радиотехнических войск, или из пунктов управления дивизии или бригады ПВО, куда поступают данные о воздушной обстановке с самолета А-50.
Более совершенная модификация самолета А-50 «Премьер», кстати, недавно поступила на вооружение. То есть в принципе, имеем штатный вариант получения информации расчетами ПВО.
- Если он штатный, почему не применялся раньше? Ну, или применялся не так эффективно, как в последнюю неделю. Можно сказать, что самолеты А-50 расширили возможности разведки и целеуказания?
- Методы вооруженной борьбы в боевых условиях всегда совершенствуются. И использование самолетов А-50 в целях разведки и наведения систем ПВО можно считать выигрышным вариантом.
Самолет дальнего радиолокационного дозора, находясь на определённой высоте, обнаруживает цели на дальности 600 километров и более. Система разведки наземной радиолокационной станции – а радиолокационное поле в разных районах имеет разные параметры – но в данном районе она может покрывать, допустим, порядка 300 километров. Летающий радар позволяет получать информацию на большей дальности.
- Дальность касается только развединформации?
- Нет. Эта информация может выдаваться не только как разведывательная, но и как целеуказание. То есть как боевая информация для автоматизированной системы командного пункта, который, в свою очередь, выдает это целеуказание зенитному ракетному дивизиону тех же С-400. В результате зенитный комплекс в автоматическом режиме с высокой скоростью «понимает», куда должен стрелять.
Кроме того, я могу предположить, в том числе потому, что для стрельбы использовалась довольно новая ракета, действующая на максимальной дальности. Ее на Западе называют «дальней рукой» нашей ПВО.
Если другие ракеты этого комплекса имеют полуактивное самонаведение, то эта ракета активного наведения. Это означает, что она выстреливается в район нахождения цели, дальше захватывает её на автоматическое сопровождение и уничтожает цель с высокой вероятностью.
- Данные, полученные от украинской стороны, свидетельствуют, что бортовой комплекс их самолетов почему-то не фиксировал радиолокационного облучения самолета и не видел нашей ракеты, которая к нему приближалась. Почему?
- По ряду причин. Летающий радар А-50 находился на удалении, обнаруживая цели за 600 километров. А бортовой комплекс самолета почувствовать «облучение» на такой дальности не в состоянии. Поэтому противник не знал, откуда, что и куда летит и откуда идет стрельба - по дальности это было больше 300 километров.
- Но в момент непосредственного приближения нашей ракеты к цели противник все равно должен был видеть ее визуально. А он не видел. Почему?
- Да потому, что эта ракета идет почти с гиперзвуковой скоростью, появляясь у цели неожиданно. Радиолокационные станции противника обнаружить ее просто не могут, так как даже не подозревают, с какого направления эта ракета летит.
Если бы они имели надежную разведывательную информацию, то могли бы обнаружить ее на дальних подступах, допустим, где-то на границе. Но мы им такой возможности не дали. И вот в момент, когда у них там авиации ставится задача нанесения удара, в это время прилетает наша ракета и уничтожает этот самолет. Ну, извините! Тут уже действует элемент внезапности, скрытности и использования наших максимальных возможностей.