102-я российская военная база в Гюмри и Эребуни насчитывает несколько тысяч человек. Наши военные находятся там в соответствии с межправительственным соглашением с 1992 года.
Помимо личного состава военной базы в Нагорном Карабахе согласно трехстороннему соглашению Москвы, Еревана и Баку с 2020 года находились почти 2000 российских миротворцев. После сентябрьской военной операции 2023 года Баку занял Нагорный Карабах и заявил об упразднении Нагорно-Карабахской республики. Ереван признал Азербайджан в границах 1991 года, то есть согласился с принадлежностью Нагорного Карабаха Азербайджану.
Какие следующие шаги в отношении российской базы может предпринять Ереван и что они означают?
- Как это ни печально, - говорит политолог Левон Арзанов, - но мы видим, что двухсотлетнее присутствие России в Армении заканчивается. Армения была нашим союзником Закавказье. Там действительно с 90-х годов находится наша 102-я военная база.
В принципе, наши части там были и в советское время, когда существовал Закавказский военный округ. И даже раньше, в царское время там были наши войска. И вот, судя по всему, мы уходим. Что тут сказать? Конечно, это итог большой, кропотливой работы Запада по вытеснению нас с Южного Кавказа. Это же общеизвестный факт: в Армении находится одно из самых больших по численности посольств США — более 2500 сотрудников. Спрашивается, почему именно в Армении? Теперь понятно.
Пашинян, конечно, был приведен к власти не случайно. США всегда и везде используют своих так называемых агентов влияния. Вообще, Пашинян - достойный ученик первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, который имел ярко западный окрас и был готов отдать Нагорный Карабах уже тогда, в 90-е годы. Тогда лидеры Нагорного Карабаха сплотились и не дали это сделать. Но это уже история.
- Каков ваш прогноз в отношении нашей военной базы?
- Что касается нахождения наших войск в Армении, то, конечно, в ближайшее время, я думаю, будут выведены миротворцы. Потому что конфликт полностью исчерпан. Карабахские армяне потерпели поражение, были изгнаны со своей территории, и нахождение там миротворцев сегодня бессмысленно. Вслед за выводом миротворцев сразу же будет поднят вопрос о целесообразности нахождения там 102-й военной базы.
- Мандат пребывания там наших войск, вроде бы, действителен до 2044 года?
- Никто этот мандат продлевать не будет. Все наши военные базы, которые пребывают на территории иностранных государств, находятся там по приглашению этих сторон. И принимающая сторона в любой момент может изменить условия этого мандата и попросить нас выйти из этого региона. Думаю, мы будем свидетелями того, что это произойдет в Армении.
Потому что ничего уже не может остановить этот процесс. Население Армении вряд ли выступит против курса Пашиняна. Несмотря на то, что он плохо говорит и по-русски, и по-английски, он блистательный оратор на армянском языке. Это, кстати, позволило ему добиться успеха в протестном движении, когда он пришел к власти.
Выборы, которые прошли после сокрушительного поражения армян в войне 2020 года, выиграл Пашинян. Его политические оппоненты говорят, что в армянском обществе сейчас раскол. Но, судя по всему, настроения в обществе качнулись больше в сторону Запада, а не России.
- При этом нас обвиняют в бездействии и невмешательстве во вторую карабахскую войну 2020 года, в провале миротворческой миссии...
- Что могла сделать Россия, если Пашинян принял решение о признании Нагорного Карабаха частью Азербайджана? Тут уже какую-либо помощь Карабаху наши миротворцы оказать не могли. Они сами оказались в юридической ловушке.
Мы вводили войска в Нагорный Карабах, когда это была не признанная никем территория - ни Арменией, ни Азербайджаном. Но в этом году Пашинян признал Карабах частью Азербайджана, фактически изменив геополитический статус и весь политический ландшафт в этом регионе и сделав нас заложниками этой ситуации.
- Кроме миротворцев и 102-й военной базы у нас там еще есть пограничные части ФСБ России, которые осуществляют совместную охрану границы между Турцией и Арменией. Что их ждет?
- Вполне логично предположить, что и они тоже будут выведены. Хотя об этом речи пока не идет, но, скорее всего, это будет сделано вслед за выводом 102-й военной базы. Ереван потребует и вывода наших погранчастей ФСБ. Армения уходит полностью в западный вектор.
Ну, и, естественно, свято место пусто не бывает. Уверен, что прямо на эту же базу в Гюмри, в эту же крепость, которую строили наши предки, заселятся американцы. Там будет поднят американский флаг, и Армения полностью уйдёт под протекторат США.
В итоге на Южном Кавказе складывается проамериканский тандем Грузия-Армения. Азербайджан уже плотно сидит под турками. В общем, в этом регионе у нас друзей почти не остается.
- Что делать в этой ситуации?
- Надо держаться тех, кто у нас еще остался. Слава Богу, у нас ещ/е есть братская нам Абхазия, Южная Осетия. Только так.
- Как будут развиваться события в ближайшей перспективе?
- Думаю, первоначально Армения выйдет из Организации Договора о коллективной безопасности. Затем последует вывод наших миротворцев, 102-й военной базы. Ну, а затем уберут уже наших пограничников. После этого туда зайдут американцы. А может, это все будет проходить комбинированно.