В России министр иностранных дел отвечают за дипломатию, а президент — за то, что принято называть straight talk (разговор без обиняков). А вот в Турции такого разделения нет. Президент Эрдоган: «Атаки Израиля на Газу — признак склонности к убийствам и психического расстройства как у тех, кто их осуществляет, так и у тех, кто их поддерживает».
Министр иностранных дел Хакан Фидан: «Израиль должен срочно отказаться от этой ошибки... Наземная операция против Газы превратит это злодеяние в настоящую бойню». Казалось бы, оба заявления выдержаны в одном и том же ключе.
Но разница в том, что Эрдоган апеллирует к эмоциям, а его глава МИДа — к логике, и не просто к какой-то там абстрактной логике, а к логике, которая отвечает интересам в том числе самого Израиля.
Один из самых эффективных и коварных приемов в политике — заставить противника играть не в его собственную, а в твою игру. Если опираться на промежуточные итоги октября, то движению ХАМАС удалось провести этот прием. ХАМАС — это организация революционного плана. И заключается эта ее революционность в абсолютной приверженности принципу, который впервые был сформулирован в романе знаменитого французского писателя Эмиля Золя «Дамское счастье»: «Всякая революция требует жертв. Всякое движение вперед осуществляется только по трупам».
Если рассуждать не в революционной логике, то действия ХАМАС в октябре являются бессмысленными и даже контрпродуктивными. Количество жертв среди палестинцев многократно превышает количество жертв среди израильтян. А вот если рассуждать в революционной логике, то ситуация мгновенно меняется.
По положению дел на первое октября этого года палестинский вопрос стремительно отодвигался на задворки как мировой, так и ближневосточной политики. Даже Саудовская Аравия, чей король официально носит титул Хранителя двух святынь исламского мира, была готова восстановить дипломатические отношения с Израилем.
Де-факто палестинцам грозила опасность остаться наедине с Израилем и со своей бедой. Дерзкие и безжалостные действия ХАМАС взорвали этот складывающийся статус-кво. Палестинский вопрос вернулся в центр мировой политики. С точки зрения движения ХАМАС, это безусловная победа.
И развивать эту победу ХАМАС может, действуя по принципу «чем хуже, тем лучше». Чем ожесточеннее и масштабнее будет война в секторе Газа и вокруг него, тем меньше у ключевых государств Ближнего Востока в частности и исламского мира вообще будет шансов остаться в стороне.
Но такой вариант развития событий не устраивает очень многих — США, Европу и те же самые государства Ближнего Востока, которые не жаждут играть в игру движения ХАМАС. На Израиль давят, Израиль призывают не торопиться и не совершать необдуманных поступков, которые сделают его положение еще более тяжелым.
В первые дни после событий, которые начались 7 октября, Израиль не был готов воспринимать эти призывы к осторожности. Бывший премьер-министр этой страны Нафтали Беннет в ходе интервью каналу Sky news: «Вы серьезно продолжаете спрашивать меня о палестинских гражданских? Что с вами не так?.. Я не собираюсь снабжать своих врагов электричеством и водой».
Но время идет. К лидерам Израиля возвращается расчетливость. А «старшего брата» Израиля США расчетливость вообще не покидала. CNN: «Американские военные советники пытаются увести Израиль от жестоких городских боев, которые американцы вели во время войны в Ираке, чтобы израильтяне не увязли в кровопролитных военных столкновениях». Короче, дело явно не только в заложниках. Движение ХАМАС выиграло первый раунд схватки. Однако добровольно уступать ему победу по очкам во втором раунде никто из его противников не собирается.