Получился такой внутрирегиональный «междусобойчик» - только свои, без участия западных посредников. Впрочем, к западному посредничеству активно апеллирует Никол Пашинян, который заявляет, что Армения готова подписать с Азербайджаном мирный договор уже до конца этого года.
По его словам, в ходе встреч в Брюсселе между ним и президентом Азербайджана при посредничестве главы Евросовета Шарля Мишеля была разработана дорожная карта по нормализации отношений между Ереваном и Баку. В то же время в Карабахе и Нахичевани стартовали совместные азербайджано-турецкие военные учения «Мустафа Кемаль Ататюрк – 2023», в которых принимают участие три тысячи военных.
Почему Иран решил выступить посредником между Баку и Ереваном? Этот вопрос мы обсудили с востоковедом Каринэ Геворгян.
- В чем интерес Тегерана, почему он решил предоставить площадку для армяно-азербайджанских переговоров?
- На фоне всего ближневосточного кризиса Иран по понятным причинам хочет затормозить дестабилизацию на северо-западе своих границ. Потому что любые возможности наступления на Иран и создание ему проблем в этом регионе для Тегерана – как нож к горлу. Поэтому иранцы сумели ультимативно заставить Азербайджан и Турцию не поднимать сейчас разговор о так называемом Зангезурском коридоре.
Насколько я понимаю, единственным реальным проектом, который Иран будет осуществлять — это строительство дороги из Ирана в Армению, причем на средства самой Исламской республики, в рамках проекта Север-Юг.
- Вопрос о Зангезурском коридоре сейчас снят?
- Пока да. Иран его не обсуждает. Он заставил Турцию и Азербайджан снять его с повестки дня, понимая, что эта тема может возобновиться, как только у Баку и Анкары появятся соответствующие возможности. Но на сегодняшний день их нет. Поэтому Ирану удалось притормозить отрезание де факто куска территории Армении, уходящего под контроль Турции и Азербайджана с азербайджанскими блок-постами, которые перерезают коммуникации Север-Юг. То есть вносят токсичный элемент в планы не только Ирана, но и РФ. Кстати, также Индии, которая поддерживает Иран в этом вопросе.
- Может ли мирный договор между Баку и Ереваном быть заключен до конца года, как уверяет Пашинян?
- Он может подписать все, что угодно, но реально ли выполнение этих соглашений? В условиях существующей турбулентности даже если мирные договоренности будут заключены, где гарантии их выполнения и каков ресурс для их выполнения? Это большой вопрос.