О том, как используется ИИ в разведсообществе США и странах НАТО, а также о том, чего ждать от этого симбиоза в ближайшем будущем, рассказывается в статье Сергея Денисенцева, которая опубликована в очередном номере альманаха «Невидимое измерение» (ЛИЕКС) - аналитическом российском издании, которое специализируется на изучении разведок мира, в том числе ЦРУ, Ми-6, МОССАД.
Наибольшим опытом внедрения и использования систем ИИ в мире обладают американское Агентство национальной безопасности (АНБ) и Цетральное разведуправление (ЦРУ).
АНБ является оператором системы PRISM, которая обеспечивает массовый негласный сбор информации, передаваемой в глобальном масштабе по сетям связи, включая телефоны, факсы, электронную почту. ИИ помогает контролировать трафик и выявлять потенциально интересные для спецслужбы сообщения.
В свою очередь, ЦРУ реализует гораздо более комплексную программу внедрения ИИ. Еще в 2018 году Дон Мейеррикс, занимавшая тогда пост замдиректора ЦРУ по развитию технологий, сообщила, что в ведомстве 137 различных проектов в области ИИ.
С 2019 года Аппарат директора национальной разведки США запустил инициативу AIM («Усиление разведки с помощью машин»). Главный аргумент - скорость сбора данных растет в геометрической прогрессии. ИИ призван помочь устранить разрыв между сбором данных и принятием решения. Стратегия предусматривает значительные инвестиции в подготовку кадров.
О том, какое значение в США придается использованию ИИ в интересах разведки можно судить по высказыванию главы ЦРУ Уильям Бёрнс летом этого года. По его словам, использование возможностей ИИ представляет собой «самую глубокую трансформацию шпионской деятельности со времен холодной войны».
Директор ЦРУ призвал обеспечить лидерство США в революции в области ИИ.
Каковы же области применения ИИ в разведке? Например, использование практически неограниченных возможностей искусственного интеллекта и нейросетей для поиска закономерностей и тенденций в огромных объемах данных из открытых источников и тайно полученных данных.
По данным американских исследователей разведки Ника Хэйра и Питера Когхилла, для прочтения в 1995 году всей важной информации об одной стране второго уровня (к примеру, Украине или Белоруссии) аналитику необходимо было читать около 20 тыс. слов в день. В 2015 году объем информации вырос до 200 тыс. слов. И объемы информации растут. Так что, просеивание больших объемов информации, возможно, является именно той работой, с которой генеративный ИИ способен справиться лучше всего.
Так, летом 2023 года глава британской разведки MI6 Ричард Мур рассказал, что его сотрудники с помощью ИИ проводят разведывательную работу, в том числе для «выявления и пресечения потока оружия в Россию для использования против Украины».
Прежде всего, ИИ используется разведчиками для автоматизированного дистанционного получения информации. ИИ-системы способны с высоким качеством переводить любые массивы текста, распознают речь, выявляют ключевые слова.
При этом ИИ позволяет буквально творить шпионские чудеса. Например, в этом году команда британских исследователей представила ИИ, способный по звуку анализировать текст, который человек печатал на клавиатуре. ИИ анализировал нажатие клавиш, записанные с помощью микрофона, и выдавал напечатанный человеком текст с точностью до 95%.
То есть шпион может не смотреть на экран, чтобы узнать тайну, достаточно стоять рядом с объектом и записывать звуки, издаваемые клавиатурой.
Утверждается, что такой анализ позволяет получать доступ к паролям, чатам и другой конфиденциальной информации в онлайн-режиме.
Еще одной вполне посильной задачей шпионского ИИ является сличение массивов данных, полученных из различных источников баз данных разной актуальности.
Важнейшее значение имеет анализ с помощью ИИ графической информации или компьютерное зрение. Это, например, системы распознавания лиц для контрразведывательного поиска. Приводится такой факт: в проблеме потери большого числа агентов-информаторов в Китае ЦРУ склонно подозревать технологии ИИ.
Летом специалисты Управления цифровых инноваций ЦРУ представили результаты обработки массива фотоматериалов системой наблюдения и анализа на базе ИИ, применяемой американской разведкой в целях поиска нужных лиц. Были, в частности, продемонстрированы фотографии паломников, осуществляющих хадж в Саудовскую Аравию и собравшихся на внешней территории мечети Масджид аль-Харам («Заповедная мечеть»), главной и крупнейшей в мире мечети, во внутреннем дворе которой находится главная святыня ислама — Кааба.
Другая область анализа графической информации — автоматизированная обработка космических снимков, а также отслеживание траектории полета разведывательных спутников над одной и той же точкой. Такой анализ позволяет быстро выявлять изменения на местности, обнаруживать новые объекты, технику, сооружения, перемещение транспорта, тепловые или радиационные следы.
ИИ также стал стал мощным оружием хакеров, включая тех, кто работает на спецслужбы. Он помогает создавать фишинговые письма, используемые для проникновения во внутренние сети. По данным компании Home Security Heroes, с помощью популярного у хакеров инструмента на основе ИИ под названием PassGAN половина существующих паролей взламывается менее чем за минуту и примерно 70% — менее чем за день.
Спецслужбы взяли на вооружение также дипфейки. Это технология, основанная на использовании нейросетей. Она позволяет подменять изображение человека на фотографиях и видео. Дипфейки используются, например, для обхода биометрической авторизации в интернет-сервисах, корпоративных или государственных информационных системах, при регистрации новых или взломе существующих аккаунтов.
Эксперты считают, что скоро дипфейки можно будет использовать для того, чтобы, например, выдать себя за сотрудника компании или службы техподдержки и получить данные для доступа к аккаунту жертвы или к корпоративным информационным системам.
А еще дипфейки могут быть использованы для генерации ложных компрометирующих материалов, которые можно использовать для вербовки информаторов.
Словом, делает вывод автор, сражения технологий искусственного интеллекта в рамках битвы разведок станут в XXI в. важнейшим компонентом борьбы ведущих держав, а наличие и уровень развития технологий ИИ «станут одними из ключевых граней, разделяющих великие державы и объекты мировой политики».