В Норвегии после череды скандалов сменились сразу семь министров

Это результат кризиса доверия к власти

Премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стёре представил семь новых министров на Дворцовой площади в Осло. Это случилось после того, как его левоцентристская партия потерпела поражение на выборах в прошлом месяце от правой оппозиционной партии впервые с 1924 года.

Это результат кризиса доверия к власти

С начала недели в правительстве Норвегии происходят перестановки. Премьер-министр Йонас Гар Стёре назвал новых министров труда, климата и окружающей среды, образования, рыболовства, информационных технологий, регионального развития и иностранных дел, сообщает норвежская газета Verdens Gang.

Три члена правительства покинули кабинет министров, двое были переведены на новые должности. Также он был расширен до 20 членов в связи с созданием новой должности по цифровизации.

«Мы вносим эти изменения, потому что есть некоторые области политики, которым мы должны уделять еще больше внимания в будущем. Я хочу внести изменения в нашу команду, которые могли бы обеспечить большую мощь в будущем», — прокомментировал ситуацию премьер-министр Йонас Гар Стёре.

Всё началось более чем через месяц после того, как «Рабочая партия» (Венстре) была вынуждена отказаться от своей позиции крупнейшей партии страны. Их соперник, Консервативная партия (Хёйре), выиграл на местных выборах впервые за почти 100 лет.

Напомним, что 11 сентября на выборах в местные советы в 356 муниципалитетах и 11 графствах Норвегии социал-демократическая Лейбористская партия премьер-министра Гар Стёре проиграла. Она на протяжении десятилетий была крупнейшей в Норвегии. В этом году она заняла второе место с почти 22% голосов, что меньше, чем последние выборы в 2019 году. Консервативная партия Хёйра получила 26% голосов. «Это недостаточно хорошо», — прокомментировал результаты Гар Стёре.

В конце 2022 года было создано совершенно новое подразделение правительства: Министерство цифровизации и управления. Сейчас премьер-министр страны бросил больше сил на развитие относительно молодой структуры, которая станет движущей силой создания цифровых услуг и привлечет 130 сотрудников из нынешнего Министерства местного самоуправления и районов.

Ранее в октябре норвежские СМИ сообщали, что в правительстве планируются перестановки, в том числе бывший мэр Ставангера Кари Несса Нордтун может стать новым главой одного из ведомств.

Больше всего резонанса вызвала отставка Анникен Витфельд с поста министра иностранных дел. Причиной её ухода стал «вопрос купли-продажи акций», заявил Гар Стёре. Утверждается, что её муж Ула Флем, приобрёл акции, в том числе производителя оружия Kongsberg Gruppen и торговал ими без ведома Витфельд.

По данным VG, эксперты предполагают, что за этой отставкой стоит план «Рабочей партии» оказать большее давление на лидера Консервативной партии Эрну Сольберг. Сейчас она находится в центре серьезного дела о нарушении принципа непредвзятости и правил покупки акций для членов кабинета министров из-за того, что её муж занимался торговлей акций во время пребывания жены на посту премьер-министра страны. Точно такая же ситуация у Витфельд. Обеим пришлось объяснять, почему они принимают на своем посту решения, которые потенциально могут обогатить их супругов. После того как юридический департамент правительства выдвинул предупреждения за неспособность разобраться в «финансовой деятельности» своего партнера, Витфельд признала в своем заявлении, что ей «нужно было спросить моего мужа, какими акциями он владеет».

Место главы МИДа займет Эспен Барт Эйде, который был министром климата и окружающей среды в уходящей двухпартийной коалиции. Он ранее занимал пост министра иностранных дел в 2012-2013 годах.

Старший преподаватель факультета международных отношений ИАИ РГГУ Павел Анисимов специально для «МК» прокомментировал ситуацию и рассказал о перспективах Норвегии:

– На мой взгляд, смена правительства обусловлена как сокрушительным проигрышем правящей левой коалиции на прошедших в сентябре выборах в местные органы власти, так и чередой министерских скандалов, в которых погрязла Норвегия. Смена правительства призвана вернуть утраченное доверие населения и привнести новые идеи в проекты правительства. Что касается расширения правительства за счет министра по вопросам информационных технологий, то это обусловлено значением цифровизации для нынешнего правительства, которое работает над стратегией в этой области.

Новая стратегия цифровизации станет первой с 2016 года, и в ней, по словам премьера, будут учтены такие факторы, как климатические и демографические изменения и переход на «зелёную» энергетику. В ней также планируется отрегулировать вопросы, связанные с внедрением и использованием искусственного интеллекта. Приоритеты внутренней и внешней политики пересмотрены не будут.

— Как часто после проигрыша происходят такие значимые изменения и расширения кабинета министров?

— Такая масштабная рокировка членов правительства не является частым явлением в Норвегии и обусловлена, в первую очередь, кризисом доверия к власти, что отчетливо видно по результатам прошедших выборов.

Ситуация с главой МИД Норвегии усложнилась тем, что параллельно в скандал с нарушением принципа непредвзятости и правил покупки акций для членов кабинета министров попала лава партии Høyre и бывший премьер-министр Эрна Сульберг. Логика руководства правящей Arbeiderpartiet заключается в следующем: если в результате скандала Сульберг уйдёт с поста главы партии Høyre, тем самым не будет через два года баллотироваться на пост премьер-министра, в таком случае увеличится давление на руководство партии Стёре, поскольку СМИ, политики и общественность могут задаться вопросом — почему скандал с покупкой акций привёл к отставке Сульберг, но не имел никаких последствий для Витфельдт?.

— Как можно объяснить ротацию внутри кабинета министров, когда, например, министр культуры становится министром иностранных дел?

— Стоит отметить, что недавно были опубликованы результаты исследования на основании данных об образовании 40 000 министров и премьер-министров в разных странах. Выводы исследования неутешительны: Норвегия относятся к числу стран с самым низким уровнем образования в мире среди членов правительства.

Новый министр труда Тонье Бренна, которая до перестановок занимала пост министра образования, например, сама не получила высшего образования, поэтому ничуть не удивлена итогами исследования. «В Норвегии политики ближе к народу, и путь к тому, чтобы стать политиком, короче, чем во многих других странах. Я считаю, что в этом - сила нашей демократии», – заявила Бренна изданию VG. Если говорить об Эспене Барт Эйде, который стал главой МИД, то для него эта должность не является новой: он уже занимал пост министра иностранных дел в правительстве Йенса Столтенберга с 2012 по 2013 год.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру