На позициях подразделения «Ночные волки» интернациональной бригады «Пятнашка», которая уже год «работает» под Авдеевкой, мне довелось поговорить на эту тонкую тему с командиром добровольцев с позывным «Голливуд» и узнать, что является главным индикатором готовности подразделения к выполнению боевых задач, к чему прислушиваются бойцы на передовой, а также почему в окопах не бывает атеистов.
«Ты не можешь судить о том, насколько готовы твои ребята, пока вы не понесете первые потери. Только когда вы это переживете, ты сможешь рассуждать - готовы твои люди продолжать выполнение боевой задачи или нет. Привыкнуть к потерям не возможно».
Вообще, военные стараются лишний раз о них не говорить, особенно перед выходом на боевое задание.
- Для нас это не какой-то досужий разговор, - поясняет мой собеседник. - Во всем этом есть какая-то метафизика.
По мнению командира, в зоне боевых действий следует быть «бережнее с кармой». Если ты где-то поступаешь не по совести, то к тебе это непременно вернется. Уподобляться противнику и проявлять жестокость - значит заведомо проиграть.
- Мы не можем себе этого позволить, так как пришли сюда как раз, чтобы бороться с жестокостью нациков, направленной на уничтожение обычных людей. Те, кто начинают впадать в крайности, всегда заканчивают плохо, - убежден доброволец.
Помимо «запрета» на негативные разговоры перед выходом на боевое задание, бойцы придерживаются еще одного негласного правила — никаких фото. Вернулся — пожалуйста.
- Не потому что нам это кто-то сказал, нет. Ты просто сам чувствуешь, что так делать неправильно, - поясняет он.
Строить перед выполнением боевой задачи какие-то дальнейшие планы тоже, по мнению военных на передке - затея не лучшая. Бравировать и рассуждать раньше времени, как быстро ты одержишь верх над противником - тоже не надо. Зубы стиснул и молча пошел делать свою работу - вот тогда все может получиться.
Если же заранее в карму набрать авансов, начать раньше времени хвастаться — ничего не получится. А на фронте «ничего не получится» может закончиться очень печально. Различные «кричалки» в окоп противника или его оскорбление среди бойцов добровольческого подразделения тоже не приветствуются. «Врага не надо провоцировать, врага надо уничтожать», - убежден офицер.
- И здесь начинаешь все такие моменты чувствовать - что можно, а что нет. Здесь, на самом деле, очень много работает «на чуйке», - продолжает собеседник. - И так у большинства. Один из бойцов мне как-то сказал: «Командир, если ты просто подойдешь ко мне и попросишь пересесть, я даже не спрошу - зачем. Молча встану и сделаю».
По мнению военного, прислушиваться к своим внутренним ощущениям полезно, особенно если тебе что-то подсказывает: надо остановиться. А еще прислушиваться надо к словам более опытных товарищей. Особенно новичкам, которые пока не совсем понимают происходящее.
- Зачастую только что прибывшие не ощущают себя внутри ситуации. Они словно сторонние наблюдатели. Для них выход, приход, обстрел - декорация, звук «Dolby Surround» в кинотеатре. Да, на первый взгляд такие бойцы могут показаться очень смелыми, но это иллюзия. Они просто никогда не видели, чем чревато все происходящее, поэтому не могут реально оценивать риски.
«Голливуд» рассказывает, что своих подчиненных учит максимально соблюдать меры безопасности. По тебе или не по тебе летит снаряд - следует понимать, лежа в укрытии.
- Не надо стесняться укрываться или перемещаться перебежками. Это вообще должно быть основным правилом. Так надо жить, чтобы не ошибиться. Потому что бравада, как правило, заканчивается плохо.
- Помимо правил и внутренних ощущений на какие-то знаки обращаете внимания?
- Да, если начинаешь выполнять какую-то задачу и она вообще не идет, лучше ее перенести. Это, конечно же, не касается тех ситуаций, когда ее надо выполнить именно здесь и сейчас, любой ценой. Но если в процессе плановой работы ты именно сегодня, к примеру, не попадаешь по цели или «ответка» быстрая идет, глупо впадать в азарт. Если есть возможность задачу перенести во времени или хотя бы в пространстве, этим лучше воспользоваться.
Как известно, вера и религия на фронте играют далеко не последнюю роль. Даже выражение существует «в окопах атеистов нет». А потому я не могла не поинтересоваться, насколько, по его мнению, вопрос веры важен для военнослужащих.
- Более чистых и искренних исповедей, чем у солдат нет, - отвечает собеседник. - Бывают моменты, когда ты не знаешь, чем они могут закончиться для тебя. При этом ты видишь своими глазами, чем они заканчиваются для других. Вот в такие моменты, я уверен, каждый в душе исповедуется перед Богом. О чем-то просит, в чем-то раскаивается. И более искренних молитв нет, даже если внешне этот человек спокоен или материться.