О том, как расчеты «Солнцепека» защищают свои пусковые установки, «МК» рассказал один из бойцов в зоне СВО.
ТОС-1А — грозное оружие. За несколько минут одним залпом может выжечь живую силу и технику противника на площади сорок тысяч квадратных метров — это несколько футбольных полей. НАТО требует отнести эти комплексы к оружию массового поражения и запретить.
В ходе спецоперации наши огнеметные системы уже не единожды демонстрировали свою эффективность. Не зря солдаты ВСУ окрестили «Солнцепек» самым страшным российским оружием, а его уничтожение считают приоритетной целью. В Сети сообщается, что у противника есть целые группы спецов, ведущих охоту за нашими боевыми машинами. Из-за этого работать на ТОС не менее опасно, чем ходить на штурм укреплений, пишет один из каналов. Причина повышенного риска - необходимость работать на малом удалении от противника, ведь стандартная дальность «Солнцепека» - несколько километров. А значит, пусковая установка должна скрытно оказаться максимально близко от позиций противника.
- Наши машины вы просто так и не увидите, потому что они прячутся и не будут где-то спереди стоять, - говорит командир расчета, офицер войск радиационной, химической и биологической защиты. - Хотя, бесспорно, ТОС для врага - приоритетная цель. По поводу украинских спецгрупп из числа сил спецопераций и прочих, которые охотятся на нас, такие, правда, есть, и мы с ними сталкивались. Это профессионалы, которые стараются работать незаметно и без лишней нужды не высовываться. Их задача обнаружить машину и передать ее координаты либо оператору FPV-дрона, либо расчету «Хаймарса», которые уже будет наносить удар.
Говоря про защиту тяжелых огнеметных систем, офицер рассказывает, что сейчас у нас появилось одно очень эффективное устройство радиоэлектронной борьбы.
- По моему мнению, разработку надо было бы засекретить и ничего о ней никому не говорить, но вместо этого его распиарили на всю страну, - говорит офицер. - Как итог - противник уже целые видеообзоры выкладывает в интернете о сильных и слабых сторонах нашего устройства. Но я все равно не хочу озвучивать его название. Скажу лишь, что глушит оно все, что к нему летит. Любой беспилотник на подлете просто падает и все. Роль этой новинки переоценить невозможно, потому что иного спасения от FPV-дронов у «Солнцепека» просто нет. Даже если поисковый прибор засечет дрон-камикадзе раньше, чем тот нанесет удар, машина все равно не сможет сманеврировать. 42-тонной махине увернуться от «комарика», летящего на скорости 120 километров в час - не под силу.
Помимо средств РЭБ, по словам собеседника, военнослужащие сами дополнительно придумывают как обезопасить свои боевые машины. Например, наваривают сверху металлические «козырьки», защищающие от беспилотников, закрывают катки и боекомплект, которые являются одним из самых уязвимых мест «Солнцепека». Хотя это далеко не всегда - гарант успеха, ведь противник не так глуп и старается бить в другие, незащищенные места.
- Из беспилотной авиации для удара по нашим огнеметным системам противник, как я уже сказал, использует FPV-дроны, - продолжает офицер.- Они маленькие, маневренные и могут подлететь с любой стороны. Лично мне никогда не доводилось сталкиваться с ситуациями, когда «Солнцепек» атаковали, используя обычный ударный беспилотник, который просто подлетает и сверху сбрасывает снаряд.
На самом деле, по-моему, сейчас мы столкнулись с тем, что средства поражения на шаг опережают средства защиты. Банально хотя бы потому, что они дешевле и, следовательно, их больше. И это не только у нас. Возьмите, к примеру, тот же Израиль. Они заявляли, что у них на вооружении самый крутой, самый неуязвимый танк в мире, а сейчас мы видим как палестинцы, применяя обычные ударные дроны, выводят эти танки из строя.
Также и в случае с любой другой тяжелой техникой. Нет ничего, что могло бы гарантировать ее защиту на сто процентов. Поэтому одно из главных правил нашей работы - это максимальная скрытность. Выехали, отстрелялись и тут же в укрытие.