Цель поездки Зеленского в Румынию была обозначена расплывчато - как «налаживание связей с румынами», но что-то явно пошло не так. Началось с того, что румынский парламент отказался заслушивать выступление Зеленского. Затем продолжилось на улице Бухареста, где во время прохода Зеленского до него пыталась «достучаться» сенатор Диана Шошоакэ, которая требовала вернуть румынские земли, уважать румын на Украине и их язык.
Зеленский в долгу не остался. Сначала он перебил президента Румынии, когда тот отвечал на обращенный к нему вопрос, почему выступление в парламенте было отменено. «Почему вы не спросили меня о парламенте? Вы говорили обо мне с президентом Йоханнисом. Вы должны были спросить меня!» - беспардонно заявил глава Украины.
Дальше Зеленский намекнул, что Румыния недостойна находиться в ЕС и НАТО: «Когда вы хотите быть в Европейском союзе, иметь общие ценности с ЕС, быть частью НАТО... вы не можете быть посредником в этих вещах. Либо вы поддерживаете Россию, либо вы поддерживаете Украину. Это выбор».
И в качестве завершающего аккорда Зеленский в интервью румынскому телеканалу Digi24, заявил, что Украина находится на последней стадии конфликта с Россией. «Я знаю, что мы идем в контрнаступление, что Россия уйдет с наших территорий» - уверял он румынскую аудиторию.
Он даже заявил, что, кажется знает, когда это все завершится. «Я думаю, что мы в последней части. У нас много опасений, средств, оружия, но мы в последней части, самой тяжелой» - внушал он. Что, конечно, наводило на мысли — в какой стадии сейчас находится сознание самого Зеленского?
«МК» поинтересовался у заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, с чем связаны такие неадекватные заявления президента Украины?
«Зеленский находится во взвинченном состоянии, потому что он понял, что отношение к нему со стороны Запада и США достаточно круто меняется. Потому что он не выполнил то, что, с их точки зрения, должен был выполнить. Он должен был продемонстрировать хотя бы частичный успех в контрнаступлении. А его не было, полный провал. Поэтому сейчас к нему отношение достаточно критичное, он это чувствует, и нервничает. И срывает зло на тех, кто слабее.
Что касается заявлений о контрнаступлении, то он подает сигналы для внутреннего употребления. На Западе прекрасно знают, что происходит на Украине, и без его пропагандистских заявлений. А вот своим гражданам он старается продать идею об успешном контрнаступлении. Особенно учитывая, что никаких альтернативных позиций на Украине в СМИ давно уже нет. В общем, это было сказано не для румын, не для Запада, а для украинцев».
А вот политолог Василий Стоякин полагает, что это мантры как раз для западных партнеров Зеленского. «Зеленский все-таки политик, причем политик, который находится в практически безвыходной ситуации. Ему нужно обязательно уговаривать своих западных партнеров продолжать поддерживать его режим. А у западных партнеров есть сомнения - поддерживать ли в том объеме, который запрашивает Зеленский, и поддерживать ли режим именно Зеленского или найти кого-нибудь еще.
Поэтому даже если он знает, что ситуация на фронте не такая, как он говорит, он все равно будет продолжать заявлять, что все в порядке.
Он обязан это говорить, и он это говорит. Но вот встречался он сегодня со Столтенбергом, и я думаю, что в режиме тет-а-тет Зеленский побоялся сказать, что у него на фронте все в порядке. А для СМИ — да, хорошо, мы готовы победить, нам чего-то не хватает, дайте нам еще Меркавы и «Железного купола». Он адаптировался к политической манере и научился врать».