Степанакерт превратился в город-призрак: что происходит в столице Карабаха

Новым хозяевам жители оставили надписи на стенах и книги на армянском

Исход армян из Карабаха фактически завершился. Лачинский коридор опустел, как опустел и Степанакерт, напоминающий город из американских фильмов про времена постапокалипсиса. Пустые дома, брошенные машины, бродячие животные...

Новым хозяевам жители оставили надписи на стенах и книги на армянском

Степанакерт выглядит сюрреалистично. В городе пустынно, но при этом тревожно, люди остались, но их немного. Азербайджанская полиция уже работает в Степанакерте и даже патрулирует некоторые районы города. Например, жители видели их колонну в одном из старейших районов – на улице Туманяна. 

Вовсю меняются дорожные знаки на армянском языке. При этом коммуникации, по крайней мере в центре города, работают – вдоль площади включено городское освещение, фонари горят. Нет света только в квартирах, где теперь никто не живёт. На стенах недобрые послания для новых хозяев, в комнатах - кавардак. Уезжая, жители активно уничтожали бытовые ценности, но не смогли уничтожить духовные – например, не все смогли избавиться от книг на армянском языке.

«Как книжный червь, я не смог сжечь свои книги, но при этом не мог взять все с собой, - поделился своей историей один из беженцев, - эвакуировал только те, которые про Арцах. Армянским книгам своими руками не навредил – это кощунство для меня».

На днях Карабах покинули последние спецслужбы. Полиции и спасателей, которые до последнего момента продолжали искать по городу погибших и раненых людей, теперь нет. До последнего продолжала работать и бригада врачей: даже несмотря на то, что больница уже была заброшена, в неё всё равно приходили ожидающие эвакуации люди, которым становилось плохо после длительного нахождения на улице без еды и воды. Сейчас врачей и спасателей заменили сотрудники Красного Креста, которые выискивают нуждающихся в помощи граждан при помощи громкоговорителя.

«Персонал покинул больницы, поэтому наша основная задача сейчас – забота о беспомощных, помощь раненым, которые остались в городе, - рассказывает в телерепортаже сотрудник Красного креста Марко Сучи, -  Сложно сказать, сколько людей сейчас осталось. Может быть, несколько сотен человек. У нас  несколько команд, которые ходят по домам в поисках людей, которым можно помочь медикаментами, провизией или связью с родственниками».

Центральная площадь Возрождения выглядит опустевшей и жалкой. Вокруг раскидан многочисленный мусор: самокаты, велосипеды, детские коляски, одежда, а также столы и стулья, на которых в ожидании отъезда сидели беженцы. На краю площади можно заметить импровизированную печь, на которой готовили еду в ожидании отъезда, возле неё же грелись холодными ночами. По площади скитается в поисках еды дюжина собак, явно когда-то домашних. Изредка через площадь, аккуратно огибая мусор, проезжают чёрные тонированные внедорожники. 

«Сейчас Степанакерт - это город без людей, город-призрак, - рассказывает на камеру корреспондент телеканала «Al Jazeera» Усама бин Джавид. - Если я замолчу, то вы ничего не услышите, настолько здесь тихо. На площади Возрождения никого нет, кроме нашей команды журналистов, нескольких стариков, инвалидов, а также животных: собак и лошадей. Нас постоянно преследовали несколько щенков, которые очень хотели есть.

Ещё мы видели сотрудников Красного Креста, которые забирали оставшихся людей, чтобы вывезти их в Армению. Сложно описать чувство, когда попадаешь внутрь опустевшего города, фотографии которого ты видел в лучшие времена».

«Знаю, что кто-то на свой страх и риск до сих пор находится в городе, - поделился с «МК» армянский волонтёр Лев. - Этих людей немного, думаю, что они сейчас затаились по подвалам домов, но ведь им где-то нужно добывать воду и пропитание. В центре Степанакерта есть те, кто ждёт очереди, чтобы выехать в Армению. Спят на улицах, на холоде и под дождём, без еды и будущего. Уезжающие машины забиты под завязку.

Есть небольшое преимущество, если машина старенькая и у неё сверху багажник, куда можно привязать поклажу и бытовую технику, которая не войдёт в салон. У многих современных машин такой возможности нет».

- Как сейчас обстоят дела в республике со связью?

- Интернета нет, связь начали глушить ещё до того, как люди покинули город. Сейчас они начали устанавливать свои линии связи, которые прослушиваются и отслеживаются: говорить по телефону или что-то писать в интернете небезопасно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру