— Ложные цели для обмана противника, будь то имитация техники или окопов, применяются со времен Первой мировой войны, — говорит военный эксперт, глава Центра изучения военных и политических конфликтов Андрей Клинцевич. — Используются высококачественные макеты техники и в зоне спецоперации, причем с обеих сторон.
Украина, например, наладила производство муляжей из металла, дерева и пластика. Их делают на предприятиях украинского олигарха Рината Ахметова. У нас в ходу в основном надувные макеты. Конечно, им не хватает несколько большей детализации. Но у них зато свои преимущества. Такие макеты достаточно легкие — например, полноразмерный танк можно уместить в сумку, а потом в нужном месте быстро надуть и установить на позиции. Достаточно включить насос, и через десять минут у вас появится танк.
Если раньше, как говорит эксперт, с самолетов-разведчиков с большой высоты сложно было отличить надувной макет от настоящего танка, то сейчас мощная оптика, которая устанавливается на современных беспилотниках, позволяет рассмотреть технику в мельчайших деталях. Операторы дронов научились уже распознавать ложные цели.
Чтобы обмануть противника и создать впечатление военных позиций, по полям пускают большегрузы, которые оставляют следы как от танковых гусениц. Работают системы связи. Ложные цели-обманки, заполненные воздухом, с помощью специальных приборов, которые входят в комплект макета, воспроизводят радиолокационный, тепловой и инфракрасный диапазон частот, как от настоящей боевой техники.
— Еще в советское время внутрь надувного макета или прямо под ним ставили уголковый отражатель и специальный нагревательный элемент. Он нагревал воздух внутри этого макета, чтобы на тепловизоре, на специальном радаре противника, его идентифицировали как настоящую боевую машину.
Сейчас чтобы обмануть тепловизионные камеры, установленные на дронах, в ход идут гибкие рефлекторы, которые имитируют нагрев орудийного ствола. Якобы из него только что выстрелили.
— Задача ложных целей — показать разведке заведомо искаженную картину, убедить противника потратить зря определенное количество дорогих высокоточных ракет. Макеты, как правило, выставляют так, чтобы они первые получали удар, отвлекая внимание от подлинных средств поражения.
Стоимость у надувной техники разная. Какие-то сложные комплексы радиолокационных станций или пусковых установок комплекса ПВО С-300 имеют огромные размеры и стоят, конечно, миллионы. Другие образцы имитационных макетов — сотни и десятки тысяч рублей.
Надо заметить, что это не просто «надувная кукла», там используется специальная краска. В том же надувном комплексе С-300, например, более тысячи деталей, а в макете танка 800 деталей. Макет должен нагреваться, достаточно долго работать. Чтобы обмануть системы разведки и наблюдения противника, он должен действовать в нескольких диапазонах.
Военный эксперт, заведующий кафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Плеханова полковник в запасе Андрей Кошкин, в свою очередь, говорит, что подобные высококачественные ложные цели дают очень хороший результат. Надувные макеты могут имитировать любую технику — от танков, самолетов до полевой артиллерии и минометов.
— У нас есть отдельные инженерно-маскировочные подразделения, которые выполняют очень важную задачу, — говорит Андрей Кошкин. — И если настоящая техника всячески скрывается от налетов, то военные этих подразделений мечтают, чтобы их макеты стали целью. Потому что противник сразу же ставит себе зачет за уничтожение нашей техники, в то время как наше боевое подразделение готовится в это время нанести чувствительный удар совершенно в другом месте.
К тому же враг, нанося удар артиллерией или ракетами по ложным целям, раскрывает свое местоположение. И туда незамедлительно летит ответка.
Но, как говорит эксперт, неприятель тоже не дремлет.
— Макеты техники оказались настолько востребованы, что олигарх Ахметов получил заказ на изготовление порядка 250 образцов ложных целей. Причем со всей соответствующей «подсветкой» — инфракрасной, радиолокационной, — характерной для боевой техники.
Полковник напоминает, что в годы Великой Отечественной войны летчики, увидев с высоты остановившуюся танковую колонну, пытались понять, есть ли в ней заправочные автомобили, армейские кухни, чтобы убедиться в том, что это не муляжи. Сейчас это все хорошо просматривается с камер беспилотников.
Но, как говорит эксперт комплексной безопасности полковник в запасе Роман Насонов, сейчас довольно часто ставят макеты техники в лесопосадках, в густой листве, откуда, как правило, ведется артиллерийский или танковый огонь, что позволяет обмануть противника. Тем более что время приведения профессионального муляжа в боевое положение из походного составляет всего 10–12 минут. Образец рассчитан на полсотни развертываний в широком диапазоне температур.
— Конечно, несмотря на все технические решения, различные «подсветки», имитацию стрельбы, профессиональные разведчики определяют, что это фальшивка. Но надо понимать, что это требует времени, усилий специалистов-дешифровщиков. Так что зачастую наличие ложных целей — большое подспорье командованию. Если мы видим хотя бы один выстрел, произведенный в сторону муляжа, то понимаем, что противник недостаточно качественно разведал передний край. И не имеет координат целей, которые необходимо поражать в первую очередь. А просто ведет пристрелку. Это говорит о том, что мы грамотно спрятали все значимые объекты. И в нужный момент можем достойно ответить.
Стоимость муляжей, на взгляд эксперта, незначительная, а у нас на складах их достаточное количество.