Указ Самвела Шахраманяна лаконичен. Документ состоит всего из двух пунктов. В первом сообщается, что "принято решение: распустить все государственные учреждения и организации, находящиеся в их ведомственном подчинении до 1 января 2024 года, и Республика Нагорный Карабах (Арцах) прекращает свое существование".
Во втором — что населению Нагорного Карабаха, в том числе тем, кто находится за его пределами, предлагается ознакомиться с условиями реинтеграции, которые предоставит Азербайджан, чтобы в дальнейшем самостоятельно принять решение о возможности остаться в регионе.
Легко ли было генерал-лейтенанту Самвелу Шахраманяну, уроженцу Степанакерта, у которого карьерный путь связан чуть ли не со всеми знаковыми должностями в НКР — от руководителя угрозыска и СНБ до главы Совбеза, госсекретаря и президента страны — поставить подпись под этим документом?
Как человек, немалое количество лет проработавший в спецслужбах, он, наверное, как никто другой понимает, в каком состоянии сейчас находится республика. Обескровленная после года блокады, лишенная армянским правительством вооружения и военной поддержки…
Самое ценное, что сейчас осталось в НКР — это ее граждане. Как следует из преамбулы документа, ради них и принято это тяжелое решение. Им обеспечивается свободный проезд в Армению по Лачинскому коридору.
Процесс ликвидации государства, пусть даже маленького и непризнанного, - дело кропотливое. Недостаточно объявить чиновникам, что отныне они свободны. А гражданам - что о них теперь будут заботиться другие люди. В конце концов, это тысячи решений и документов. Все это нужно привести в порядок, по возможности — перевезти. Это тридцатилетняя история республики, которую нужно попытаться сохранить.
Сейчас в столице НКР Степанакерте госучреждения не работают, из республики эвакуируются не только люди, но и культурные ценности – по возможности. Известно о том, что некоторые памятники при помощи кранов погружают в грузовики, чтобы вывезти. В населённых пунктах нет связи, света, воды, газа. В магазины не завозят еду. Всё это говорит о том, что государство, по сути, уже устранено.
На ситуацию с ликвидацией республики отреагировали и в России - в Кремле. "Мы принимаем во внимание, внимательно отслеживаем ситуацию, прежде всего, конечно, гуманитарный аспект, он наиболее важен. Наши миротворцы продолжают оказывать содействие людям, многие люди сейчас изъявляют желание перейти на сторону Армении, всем желающим оказывается поддержка", - заявил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.
О том, как фактически может выглядеть ликвидация государственности Нагорного Карабаха, «МК» узнал у экспертов.
«В данном случае все государственные учреждения упраздняются, вводится новая администрация, на зданиях меняются вывески, - рассказал «МК» эксперт по Ближнему Востоку и Кавказу, политолог Станислав Тарасов, - Вопрос в том, будет ли там реализован балканский сценарий – совместная администрация с участием азербайджанцев и армян, если армяне вообще останутся»
Что касается государственных документов, то, по некоторым данным, руководство Карабаха заранее сожгло и уничтожило все важные бумаги. Спецархив президента, скорее всего, и документы в сфере безопасности. Но что-то могло и остаться. Что же до бюджета страны, то вряд ли на территории Карабаха есть на данный момент что-то ценное. Всё хранится в армянских банках.