Азербайджанская сторона уже ответила, что рада эту миссию принять. "Мы будем работать в предстоящие дни с нашими союзниками и партнерами, чтобы определить, как именно будет выглядеть эта миссия. Но в конечном счете мы хотим видеть возвращения к столу переговоров", - заявил официальный представитель госдепартамента Мэттью Миллер. Он не забыв сделать выпад и в сторону России, упрекнув нашу страну в «непродуктивности» её роли в сложившейся ситуации.
О том, какие цели у США в регионе, «Московскому Комсомольцу» рассказал член Совета по внешней оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов.
- Александр Георгиевич, какая роль может быть в Карабахе у американской наблюдательной миссии?
— Разведывательная. Все американские миссии, которые где-то появляются, всегда ведут деструктивную деятельность. Любая миссия, даже самая внешне гуманитарная, всегда имеет под собой разведывательный фактор.
Все переговоры, печенюшки, наблюдения - это на самом деле попытка закрепиться, получение информации, подбор людей для дальнейшего использования в качестве агентов влияния. Их интересует изучение вопроса возможности выдавливания российских миротворцев, это во-первых.
Во-вторых, изучение возможности размещения своего контингента. Не знаю, насколько это нужно Алиеву, но факт размещения американской военной базы на Южном Кавказе - это очень серьёзная проблема, поскольку американцы понимают, что Россию нужно обкладывать со всех сторон. А Кавказ - это тот самый субъект, который позволит контролировать многие вопросы.
Все миссии американцев очень сомнительные, тем более, что они не являются объективными оценщиками ситуации. Они всегда будут играть на своей поляне.
— Что можно сделать для того, чтобы не потерять влияние в этой регионе?
— Российские миротворцы являются не только инструментом нашего влияния, но и реальной гуманитарной миссией, выполняющей функции в рамках миротворческих задач.
Мы понимаем, что уходить оттуда нельзя, поскольку свято место пусто не бывает. У нас соглашение до 2044 года о пребывании там. Как эти договоренности будут меняться в связи с переходом Карабаха к Азербайджану и ликвидацией территориального образования - это хороший вопрос. Думаю, что наш президент Владимир Путин и Ильхам Алиев договорятся.
— Какая польза у России от пребывания миротворцев в Карабахе?
— Якорь кинули – всё. Россия там присутствует! Подобным образом наши миротворцы стоят, например, в Приднестровье. Любой подобный якорь хорош, и их нужно использовать для закрепления в различных регионах. Наше присутствие снижает угрозу со стороны экстремистских, антироссийских сил.