Законопроект подписала группа депутатов-единороссов, среди них - два вице-спикера (Анна Кузнецова и Петр Толстой) и главы комитетов по обороне (Андрей Картаполов) и безопасности и противодействию коррупции (Василий Пискарев). Верховный суд поддержал инициативу, правительство - тоже, высказав при этом ряд замечаний.
Предлагается по статье 280 Уголовного кодекса, которая карает за «публичные призывы к экстремистской деятельности», наказывать ещё и за «публичное оправдание экстремизма или пропаганду экстремизма». Наказания остаются теми же: до пяти лет лишения свободы максимум, если оправдание или пропаганда имели место в интернете.
Причем оправданием авторы предлагают считать "публичное заявление о признании идеологии и практики экстремизма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании», а пропагандой - «деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица идеологии экстремизма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления экстремистской деятельности».
Профильный думский Комитет по госстроительству и законодательству концепцию законопроекта на своем заседании 25 сентября большинством голосов поддержал. Замглавы комитета Ирина Панькина («ЕР») объяснила, что это нужно сейчас «с учетом актуальности и поддерживая общую тенденцию по борьбе с различными проявлениями экстремизма».
При этом она признала, что «понятие экстремизма очень широкое, включает в себя многое», в УК и КоАПе уже есть статьи, которые наказывают за некоторые виды экстремизма (за публичные призывы к нарушению территориальной целостности страны, например), и ко второму чтению потребуется доработать законопроект, чтобы исключить пересечение новых норм с уже действующими.
Воздержалась при голосовании одна Анжелика Глазкова (КПРФ). Понятие экстремизма в российском законодательстве действительно очень широкое, согласилась она, и привела ряд примеров из жизни, которые доказывают, что «столь размытые формулировки могут привести к злоупотреблению правом».
Служитель церкви в одном из регионов летом этого года заявил публично, что "мы боремся с красной заразой", а когда г-жа Глазкова обратилась в СК и ФСБ, в СК усмотрели в словах служителя признаки преступления, а в ФСБ - нет…
А недавно, напомнила депутат, в Абакане по улицам бегала свинья с нарисованными на ней красками серпом и молотом (это было во время предвыборной кампании), «символами страны, победившей фашизм, они на Знамени Победы» - и никого не нашли, дела не возбудили, зато «недавно суд в Санкт-Петербурге осудил человека за то, что он репостнул высказывания Жана-Поля Сартра, французского писателя, лауреата Нобелевской премии». Предложенный законопроект, по мнению г-жи Глазковой, ситуацию усугубляет.
Но Дмитрий Вяткин («ЕР») с такой постановкой вопроса не согласился. По его словам, формулировки сделать более четкими и конкретными в данном случае, применительно к экстремизму, едва ли получится, да и неправильно. "Надо учитывать, что наши враги очень искусны и умело пользуются ситуацией, изобретая все новые и новые способы обхода конкретно прописанных запретов", что может негативно повлиять на положение в стране, особенно в нынешних сложных условиях, объяснил он.
Первое чтение законопроекта запланировано на эту неделю.