О чем будут договариваться, «Московскому комсомольцу» рассказал старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.Примакова РАН Станислав Притчин.
«Вариант тут один, - считает эксперт, - выполнение требований Азербайджана о максимальном разоружении, максимальной демилитаризации зоны Нагорного Карабаха. Азербайджан апеллирует к четвёртому пункту соглашения о перемирии от 9-10 ноября, которые предполагают вывод всех вооруженных формирований из Нагорного Карабаха. В этом и была главная цель антитеррористической операции. В этом, судя по всему, удалось добиться согласия с руководством нынешнего Нагорного Карабаха. Думаю, что ключевой вопрос сейчас в том, каким образом это будет происходить, куда будут выходить войска, будут ли созданы специальные коридоры для вывода войск, куда будет направляться стрелковое оружие. Думаю, что одной встречей эта тема не обойдётся. Скорее всего, это будет происходить при посредничестве российского миротворческого контингента».
— Какая судьба будет ждать тех, кто останется жить в Нагорном Карабахе?
— Существенный вопрос в том, как выстраивать диалог с обществом Карабаха. Понятное дело, что сейчас население напугано, есть жертвы среди гражданских, и это вызывает очень серьёзные опасения у оставшихся людей в Нагорном Карабахе. Здесь Азербайджан должен продемонстрировать максимальную готовность мирной интеграции, предложить пакет мер. Об этом есть намеки, но пока никто не обнародовал план того, что предлагает Азербайджан в качестве социальной помощи для местного населения, которое планирует остаться в Карабахе. По гарантиями безопасности Азербайджан чётко обозначил: никаких специальных регионов в этническом плане выделено не будет, всё входит в карабахский экономический район, безопасность обеспечивается законодательством Азербайджана. На муниципальном уровне у местного населения сохраняется возможность формирования муниципальных органов власти, возможно, что будет прорабатываться вопрос с представительством в парламенте Азербайджана. Вопрос в том, как технически осуществлять интеграцию, нужно ведь переводить весь документооборот на азербайджанский язык, чтобы те, кто остаётся, стали юридической частью Азербайджана. Очень много нюансов на фоне того, что люди находятся в стрессе и имеют опасения по поводу Азербайджана. Конечно, нужно проводить серьёзную работу в гуманитарном и информационном ключе.