Северная Корея, собственно, и сама не лыком шита в военном отношении. Считается, например, что это артиллерийская держава номер один в мире. По количеству артиллерийских стволов, реактивных систем и снарядов она опередила всех.
Последние ракетные испытания баллистических ракет КНДР показали, что при необходимости они могут достать территорию США. Общепризнанно, что у Северной Кореи есть ядерное оружие. Недавно спущена на воду дизель-электрическая подлодка с ядерными ракетами средней дальности. Налицо явные успехи в военной области, которых, кстати, страна добилась, находясь под санкциями.
В то же время, как говорится, есть еще над чем работать. К примеру, в космической области достижения страны пока невелики. У нее нет пока технологий для создания подлодок с атомной энергоустановкой. Авиастроение тоже несовременное. До освоения гиперзвуковых ракетных технологий тоже пока далеко. А вот Россия в этих областях на передовых рубежах. И в этом у северокорейского лидера была возможность убедиться во время своего визита.
После космодрома Восточный в Амурской области, где Ким Чен Ын провел переговоры с Владимиром Путиным, комфортабельный бронепоезд северокорейского лидера добрался до Комсомольска-на-Амуре в Хабаровском крае — там глава Северной Кореи побывал на авиационном заводе имени Гагарина.
На фотографиях, сделанных во время посещения северокорейским лидером авиационных цехов, видно, с каким неподдельным интересом он слушает пояснения российских инженеров и летчиков-испытателей. Откуда же этот интерес? Все просто: КНДР очень ревниво следит за успехами своего соседа — Южной Кореи - в области авиации. И пока, в отличие, например, от ракетостроения, Пхеньян намного отстает от Сеула в области авиации.
Авиапром Южной Кореи давно известен, например, штурмовиком KAI T-50IQ Golden Eagle («Золотой Орел») созданным на базе учебно-боевого самолета. Его характеристики сопоставимы с нашим Су-25. Создать самолет Южной Корее помогла американская корпорация Lockheed Martin.
А недавно Южная Корея присоединилась к немногочисленному клубу авиационных держав, создавших истребитель пятого поколения. До этого такие машины создали только США, Россия, Китай, Швеция и еще несколько стран. И вот Южная Корея презентовала свой сверхзвуковой истребитель 5-го поколения KF-21.
В планах Сеула иметь к к 2032 году 120 таких самолетов, вооруженных современными ракетами. Главные особенности таких самолетов - малая радиолокационная заметность, передовые авионика, разведывательный и прицельно-навигационные комплексы.
У КНДР ничего подобного нет, и она не прочь, как говорится, догнать и обогнать своего визави, с которым, напомним, у Северной Кореи до сих пор не подписан мирный договор, а есть только соглашение о перемирии.
Чем примечателен авиазавод, который показали Ким Чен Ыну? Ну, хотя бы тем, что здесь более десяти лет назад собрали первый российский истребитель 5-го поколения — Су-57. Тут же собирают многофункциональный истребитель Су-35С поколения «4++», отличившийся в Сирии и в СВО, а также строят российский пассажирский лайнер «Сухой суперджет».
В экскурсии по заводу северокорейского лидера сопровождал вице-премьер Денис Мантуров. Они побывали в цехах сборки Су-35 и Су-57, а также «Суперджетов» и посмотрели на эти самолеты в полете. Как сказал Мантуров, Россия видит потенциал для кооперации с КНДР в области авиастроения.
Надо понимать, что вице-премьер знает, о чем говорит, в том числе и с учетом санкций ООН, которые приняты в отношении КНДР. Очевидно, у Москвы на счет этих санкций уже выработана определенная позиция.
Оценивая перспективы российско-северокорейской кооперации, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков отметил, что «сотрудничество с КНДР несет огромный потенциал». Дело в том, что, по его словам, в Северной Корее развилось и сохранилось то, чего нет в РФ - станкостроение. Даже Китай импортирует станки из этой страны. Так что наше сотрудничество вполне может быть взаимополезным.
Скорее всего, взаимодействие России и КНДР в области авиастроения не ограничится только поставками каких-либо самолетов. Наверняка в планах Ким Чен Ына куда более значимые цели.
Страна утренней свежести хочет иметь свой передовой авиапром. В свое время, например, Россия предлагала Индии объединить усилия по созданию истребителя 5-го поколения. Однако Дели, в конце концов, от этого проекта отказался. А вот Пхеньян такая программа вполне может заинтересовать. Ее реализация может стать мощным ускорителем для развития северокорейского авиапрома.
С той же Индией российский авиапром отработал такую форму кооперации: российские предприятия поставляют в Индию основные комплектующие для самолетов Су-30МКИ, а собираются и доводятся машины уже на индийских заводах. Такой подход вполне может применен и в отношениях с Северной Кореей.
Еще одно направление сотрудничества — подготовка кадров для авиационной отрасли. Слава Богу, в России удалось сохранить ключевые авиационные вузы. Функционируют и научные авиационные центры, тот же ЦАГИ, без которых невозможно создавать новую авиатехнику.
Пока никаких официальных сообщений о вариантах сотрудничества РФ и КНДР в области авиастроения обнародовано не было. Возможно, это вопрос времени, и к тому моменту, когда Владимир Путин выполнит данное Ким Чен Ыну обещание и посетит Северную Корею, мы узнаем о новых совместных авиационных программах.