Законопроект был направлен для получения отзыва депутатами из фракции «Новые люди» Алексеем Нечаевым и Ксенией Горячевой: без официально высказанного мнения правительства направлять в Госдуму инициативы о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях нельзя.
И вот правительственная комиссия по законопроектной работе на этой неделе одобрила проект отзыва, и он отрицательный: правительство не поддерживает предложения депутатов.
О каких именно предложениях идет речь?
В КоАП есть статьи 20.3.1 и 20.3.3. Первая за публичные действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по разным признакам (хоть бы и по признаку принадлежности к какой-либо социальной группе), в том числе действия в СМИ или в Интернете, обещает гражданам штраф от 10 до 20 тысяч рублей с альтернативой в виде обязательных работ или административного ареста на срок до 15 суток. Данные Судебного департамента при Верховном суде РФ гласят, что в 2021 году по этой статье в стране было наказано 3183 человека. Про 2022 год мы ничего конкретного сказать не можем: Судебный департамент объединил данные о числе наказанных по этой статье с числом наказанных по другой статье КоАП за демонстрацию публичную нацистской символики. Можно лишь предположить, что цифры сопоставимые: несколько тысяч человек.
А вторая статья, которая упоминается в законопроекте - знаменитая 20.3.3, появившаяся в начале марта 2022 года: за публичные действия, направленные на дискредитацию действий Вооруженных сил, в том числе дискредитацию в СМИ или Интернете, она обещает гражданам штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Если же такого рода публичные действия сопровождались «призывами» к разного рода запретным делам вроде несанкционированных уличных мероприятий, или создавали угрозу массового нарушения общественного порядка, штраф для граждан возрастает до 50-100 тысяч рублей. В 2022 году за дискредитацию в административном порядке было наказано 4440 человек.
Штрафы или аресты тут являются своего рода ступеньками к судимости. Сначала накажем по КоАП, но если не угомонишься и попадешься на том же самом ещё раз в течение года - жди уголовного дела и наказания куда более строгого.
В пояснительной записке к законопроекту (есть в распоряжении «МК».) говорится, что «в настоящее время наблюдается рост случаев привлечения к административной ответственности граждан» по этим двум статьям КоАП, причем в качестве состава правонарушения предъявляются «реакции (лайки) к публикациям в интернете». В качестве примера, впрочем, приведен лишь один случай: «в июле 2022 года гражданин Аргунов А.Н. был оштрафован по статье КоАП РФ 20.3.3. за реакции к публикациям в социальной сети. В постановлении Ленинского районного суда г. Барнаула указывалось, что он публично выразил эмоции в виде выставления отметки к публикациям в социальной сети.»
Дело это известное. Преподаватель истории, философии и обществознания медицинского колледжа, Алексей Аргунов (49 лет) был оштрафован судом на 30 тыс. руб. за реакции в виде изображения поднятого вверх пальца и прочих отметок к постам в «Одноклассниках».
Чтобы такого не было, и наказание следовало за поддержку, выраженную словами или репостом, а не значками и символами, полагают авторы законопроекта, вышеупомянутые статьи КоАП следует сопроводить одинаковыми примечаниями: «Под действием, предусмотренным настоящей статьей, не может признаваться выражение эмоций в виде выставлении отметок к публикациям в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».»…
Напомним: в мае 2023 года, когда Госдума обсуждала ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой, выступавшая от имени фракции «Новые люди» Сардана Авксентьева с трибуны заявила буквально следующее: «комментарии — это отдельная тема, но эмоции, так называемые лайки, которые могут проставляться случайно... ну, каждый из нас знает, когда мы в смартфоне листаем, там, телеграм-каналы, читаем комментарии, которые нам пишут, мы невольно можем пальцем поставить какую-то эмоцию — так что ж теперь, нас за это судить? Это тоже явный перегиб». Г-жа Москалькова публично на эту тему в зале не высказывалась, но пресс-служба «Новых людей» сообщала, что во время закрытой встречи с депутатами Уполномоченный по правам человека в РФ в общем и целом поддержала позицию фракции.
В проекте отзыва правительства (есть в распоряжении «МК») говорится, что в пояснительной записке к инициативе «не представлено статистических данных и иных сведений, свидетельствующих о наличии системных проблем правоприменения и подтверждающих необходимость внесения предлагаемых изменений». Это первое.
Второй аргумент против - «используемые в законопроекте понятия "выражение эмоций", "выставление отметок к публикациям" законодательством Российской Федерации не определены, в связи с чем проектируемые нормы не отвечают требованиям ясности и определенности и могут повлечь неоднозначное толкование на практике».
И наконец, полагают в правительстве, при рассмотрении административных дел по этим статьям суды и сейчас могут руководствоваться постановлением Пленума Верховного суда от 20 сентября 2018 года - в этом документе говорится, что при определении наличия или отсутствия у гражданина прямого умысла и цели возбудить вражду или ненависть, унизить человеческое достоинство, размещая какой-то материал в Интернете, следует в каждом случае принимать решения с учетом «обстоятельств конкретного дела». То есть судья в одной ситуации может счесть и «лайк» продиктованным злым умыслом действием, а в другой - нет.
В разговоре с «МК» первый замглавы думского Комитета по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ) назвал поднятую в законопроекте проблему «похоже актуальной»: «во всяком случае, я в Интернете размышления на эту тему и информацию о такого рода случаях встречал», сказал он. Впрочем, юридическое исполнение замысла вызывает у г-на Синельщикова вопросы.