Президент США манкировал присутствием на третьей сессии саммита G20 под названием «One future» («Одно будущее») в индийской столице – и улетел во Вьетнам, как выражается Си-эн-эн, «к порогу дома китайского лидера Си Цзиньпина».
В Ханой Байден отправился с предложением о сближении с Соединенными Штатами к еще одному из соседей Китая. За последние пять месяцев Байден впервые за более чем десятилетие принимал президента Филиппин в Белом доме; он устроил роскошный государственный ужин в честь премьер-министра Индии; и он принимал своих японских и южнокорейских коллег на саммите, наполненном символизмом, в легендарном президентской резиденции Кэмп-Дэвид.
Все эти «ухаживания» Байдена за азиатскими странами отражают откровенное чувство тревоги по поводу все более напористой военной и экономической позиции Китая, отмечает CNN.
По словам американских чиновников, знакомых с этим вопросом, последней страницей в стратегии США в Индо-Тихоокеанском регионе станет установление “всеобъемлющего стратегического партнерства”, которое поставит США в один ряд с партнерами Вьетнама самого высокого уровня, включая Китай.
“Это знаменует собой новый период фундаментальной переориентации отношений между Соединенными Штатами и Вьетнамом”, - заявил высокопоставленный представитель администрации накануне прибытия Байдена в Ханой, заявив, что это расширит круг вопросов между двумя странами.
“Это будет нелегко для Вьетнама, потому что они находятся под огромным давлением со стороны Китая, - продолжил чиновник. – Мы понимаем, каковы ставки, и президент собирается быть очень осторожным в том, как он взаимодействует с вьетнамскими друзьями”.
Все более тесная сеть партнерских отношений США в регионе - это лишь одна сторона дипломатической стратегии США в отношении Китая, подчеркивает CNN. Что касается отдельного направления, то администрация Байдена также стремилась к установлению более стабильных связей и улучшению коммуникации с Пекином в течение последнего года, причем ряд высокопоставленных секретарей Кабинета министров совершили поездку в китайскую столицу всего за последние несколько месяцев.
Последняя часть этого плана действий пока принесла меньше результатов, чем уговоры Байдена к настороженным соседям Китая, и эта дихотомия была наглядно продемонстрирована, когда Байден присутствовал на G20 в Нью-Дели, в то время как китайский лидер Си Цзиньпин — нет, отмечает CNN.
Американский президент не выглядел чрезмерно обеспокоенным, когда его спросили в субботу об отсутствии его китайского коллеги на саммите. “Было бы неплохо видеть его здесь”, - сказал Байден в присутствии Моди и ряда других мировых лидеров. “Но нет, саммит проходит хорошо”.
Поскольку Байден и Си Цзиньпин борются за влияние в Азии и за ее пределами, простое появление может рассматриваться как игра власти, и Байден стремился максимально использовать отсутствие Си Цзиньпина, воспользовавшись возможностью продемонстрировать неизменную приверженность Соединенных Штатов как региону, так и развивающимся странам по всему миру.
Во Вьетнаме Байден конкурирует не только с Китаем за влияние. Когда он прибыл, появились сообщения о том, что якобы Ханой готовит закупку оружия у России, своего давнего поставщика вооружений.
В понедельник Байден планирует объявить о шагах, направленных на то, чтобы помочь Вьетнаму диверсифицировать свою деятельность и избавиться от «чрезмерной зависимости от российского оружия», сообщил высокопоставленный представитель администрации.
Байден надеется выставить Соединенные Штаты более привлекательным и надежным партнером, нежели Китай. В Нью-Дели он сделал это, выдвинув предложения по стимулированию глобальной инфраструктуры и программ развития в качестве противовеса Пекину.
Пекин и Москва оба осудили так называемый “менталитет холодной войны”, который делит мир на блоки, напоминает CNN. Белый дом настаивает на том, что он якобы стремится только к конкуренции, а не к конфликту. Тем не менее, добавляет Си-эн-эн, желание Вашингтона привлечь страны в свое лоно выглядит очевидным.
В субботу Байден провел фотосессию с лидерами Индии, Бразилии и Южной Африки – тремя членами группы БРИКС. Для Байдена крайне важно, по крайней мере, предложить более бедным странам альтернативу Китаю, когда дело доходит до инвестиций и развития.
Но соседи Китая, такие как Вьетнам, все чаще ищут противовес мощному присутствию Пекина в регионе, даже если они не готовы полностью отказаться от сферы влияния Китая в пользу США.
“Мы не просим и не ожидаем, что вьетнамцы сделают выбор, - сказал высокопоставленный представитель администрации. – Мы понимаем и четко знаем, что они нуждаются в стратегическом партнерстве с Китаем и хотят этого. Такова уж природа этого зверя.”
За несколько дней до визита Байдена и ожидаемого объявления о стратегическом партнерстве Китай направил высокопоставленного чиновника Коммунистической партии во Вьетнам для укрепления “политического взаимного доверия” между двумя коммунистическими соседями, сообщило официальное китайское информационное агентство Синьхуа.
Отвечая на вопрос о предстоящем визите Байдена во Вьетнам, Министерство иностранных дел Китая в понедельник предостерегло США от использования своих отношений с отдельными азиатскими странами в качестве мишени для “третьей стороны”.
“Соединенные Штаты должны отказаться от менталитета игры с нулевой суммой времен холодной войны, соблюдать основные нормы международных отношений, не нацеливаться на третью сторону и не подрывать региональный мир, стабильность, развитие и процветание”, - заявила представитель министерства Мао Нин на ежедневном брифинге.
Вьетнам также стремился поддерживать хорошие связи с Китаем. Глава Коммунистической партии Китая стал первым иностранным лидером, посетившим Си Цзиньпина в Пекине после того, как китайский лидер добился беспрецедентного третьего срока в октябре прошлого года. В июне премьер-министр Вьетнама встречался с Си Цзиньпином во время государственного визита в Китай.
Но даже стремясь избежать недовольства Пекина, Вьетнам все больше сближается с США из экономических соображений - его торговля с США в последние годы резко возросла, и он стремится извлечь выгоду из американских усилий по диверсификации цепочек поставок за пределы Китая, – а также из–за беспокойства по поводу военной мощи Китая наращивание в Южно-Китайском море.
Эксперты говорят, что эти более тесные партнерские отношения являются в равной степени заслугой всеобъемлющей стратегии администрации Байдена в отношении Китая, поскольку они являются следствием того, как Пекин все более напористо использует свою военную и экономическую мощь в регионе.
Улучшение американо-вьетнамских отношений имеет огромное значение, учитывая сложную историю отношений Вашингтона с Ханоем. Две страны превратились из смертельных врагов, которые вели разрушительную войну, во все более близких партнеров, даже несмотря на то, что Вьетнамом по-прежнему управляют те же коммунистические силы, которые в конечном счете одержали верх и заставили американских военных убраться из этой страны.
Несмотря на то, что совершенствование этих отношений продолжалось десять лет, официальные лица США говорят, что согласованное стремление вывести отношения на новые высоты позволило преодолеть этот многолетний импульс.
Визит в Вашингтон в конце июня высокопоставленного дипломата Вьетнама, председателя Ле Хоай Чунга, подтвердил эту возможность. По словам представителя администрации Байдена, во время встречи с советником по национальной безопасности Джейком Салливаном они впервые обсудили возможность улучшения отношений.