МиГ-31 не случайно изначально был выбран штатным носителем крупногабаритной гиперзвуковой ракеты. Дело в том, что одно из предназначений созданного в советское время высотного перехватчика МиГ-31 — запуск противоспутниковых ракет.
Для этого самолет забирался на максимальную высоту, затем выполнял «горку», и с него стартовала ракета, способная долететь до ближнего космоса. Несколько таких пробных пусков было выполнено до развала СССР.
Когда в России была создана гиперзвуковая ракеты «Кинжал», носителем после некоторой доработки стал МиГ-31. Гиперзвуковая ракета уже не раз применялась в СВО. Ее даже прозвали убийцей американских зенитных ракетных комплексов «Пэтриот». Один такой комплекс, например, был уничтожен в Киеве.
Не случайно после каждого взлета МиГ-31 с российского или белорусского аэродрома на Украине объявляют воздушную тревогу. И вот теперь носителем «Кинжала» стал фронтовой бомбардировщик Су-34.
- Это вполне естественно, - говорит заслуженный военный летчик генерал-майор Владимир Попов, - потому что МиГ-31 — практически одноклассник Су-34 по массо-габаритным характеристикам. Только предназначение у них разное. МиГ-31 — это высотный скоростной перехватчик, а Су-34 - многоцелевой истребитель-бомбардировщик, работающий, в том числе по наземным целям.
Так вот, по прицельно-навигационному устройству возможности у Су-34 в разы выше, чем у МиГ-31. Это очень важно для пуска «Кинжалов», которые предназначены для уничтожения наземных и надводных целей.
Координировать действия по выходу точно в точку пуска «Кинжала» - ключевой момент. Надо дать ракете первоначальный старт с нужным курсом и с теми параметрами, которые заложены в программу ее полета. Это еще более повышает точность поражения цели. В этом смысле у Су-34 возможности даже выше, чем у МиГ-31.
При выходе в нужную точку пуска с установленной скоростью и с правильным курсом требуется меньше корректировать режим полета «Кинжала». Это аэробаллистическое средство воздушного нападения, напомню, может пикировать, кабрировать, уходить влево или вправо. Ведь одна из особенностей «Кинжала» как раз в том, что он может маневрировать, чтобы, например, обходить системы ПВО противника.
Су-34 точно так же, как и МиГ-31, может брать «под брюхо» - на внешней подвеске под фюзеляжем - одну ракету «Кинжал» массой в несколько тонн.
Для того, чтобы взлетать с объемной ракетой, носителю требуется высокое шасси. На Су-34 «Кинжал» очень хорошо вписывается под фюзеляж.
Важно еще то, что Су-34 сейчас серийно строятся на Новосибирском авиазаводе, а производство МиГ-31 давно прекращено. При выпуске самолета можно легко доработать, например, систему подвески. Главное — обеспечить сопряжение головки самонаведения ракеты и прицельно-навигационного комплекса самолета.