Названо отличие переворота в Габоне от ситуации в Нигере

Военные объявили о конце полувекового правления династии Бонго

Пока Западную Африку лихорадит от недавнего переворота в Нигере, в Африке Экваториальной тоже произошел мятеж. Военные Габона объявили о переходе власти к ним и о конце более чем полувекового правления президентской семьи Бонго.

Военные объявили о конце полувекового правления династии Бонго
Группа военных объявляет о захвате власти в Габоне

Группа военных офицеров в среду заявила, что они захватили власть в Габоне вкоре после того, как президент Али Бонго был признан победителем на выборах, продливших полувековое правление его семьи над центральноафриканской страной.

Утверждающие, что они представляют “силы обороны и безопасности” Габона, военные сделали заявление о перевороте в телеобращении на новостном канале Gabon24: «От имени габонского народа и гаранта защиты институтов, CTRI (Комитет по переходу и восстановлению институтов) решил защитить мир, положив конец существующему режиму».

В эфире представитель военных заявил, что результаты недавних президентских выборов будут аннулированы, а границы страны будут закрыты до дальнейшего уведомления. «Все институты республики распущены: в частности, правительство, Сенат, Национальная ассамблея, Конституционный суд, Совет по экономическим, социальным и экологическим вопросам и Избирательный совет Габона, - сказал выступавший по ТВ офицер. – Мы призываем население Габона, общины соседних стран, проживающие в Габоне, а также габонскую диаспору сохранять спокойствие”.

По сообщениям информагентств, в столице республики Либревиле была слышна стрельба.

Этот захват власти уже назвали восьмым государственным переворотом в Западной и Центральной Африке с 2020 года – ранее аналогичные процессы произошли в Мали, Гвинее, Буркина-Фасо, Чаде, а совсем недавно в Нигере. В большинстве случаев военные обвиняли прежние власти в неспособности справиться с разгулом исламистских группировок. Габонский же переворот, похоже, из «другой оперы».

Ранее в среду избирательный орган Габона заявил, что Али Бонго победил на президентских выборах, набрав 64,27% голосов, после затянувшихся всеобщих выборов, которые оппозиция назвала «мошенническими». Главный соперник действующего президента, оппозиционный кандидат Альберт Ондо Осса, занял второе место с 30,77%.

Судя по всему, растянувшееся более чем на 55 лет правление семейства Бонго сильно утомило габонцев. Отец нынешнего главы государства, Омар Бонго пришел к власти в далеком 1967 году, через семь лет после обретения страной независимости от Франции. А в 2009 году Али Бонго сменил на президентском посту своего отца, умершего от остановки сердца во время лечения рака кишечника в испанской клинике после почти 42 лет пребывания у власти, став к этому моменту самым «долгоиграющим» лидером в Африке.

Бонго-старший, как напоминает CNN, правил маленькой африканской страной «железным кулаком», годами насаждая однопартийную систему и разрешив многопартийное правление только в 1991 году, хотя его Габонская демократическая партия сохранила свою власть в правительстве.

На выборах, состоявшихся на этой неделе, Али Бонго боролся с 18 претендентами, шестеро из которых поддержали оппозиционера Ондо Оссу, бывшего министра и университетского профессора, в попытке сократить дистанцию в гонке. Многие представители оппозиции требуют перемен в этой богатой нефтью и какао, но страдающей от нищеты стране с населением в 2,3 миллиона человек.

Отсутствие на всеобщих выборах международных наблюдателей, приостановка некоторых зарубежных трансляций и решение властей отключить интернет и ввести комендантский час в ночное время по всей стране после голосования вызвали обеспокоенность по поводу прозрачности избирательного процесса.

Нынешний путч – далеко не первый случай, когда Габон становится свидетелем борьбы за власть или беспорядков из-за правления семьи Бонго. Так, в 2016 году здание парламента было подожжено, когда вспыхнули ожесточенные уличные протесты против переизбрания Али Бонго на второй срок. В то время правительство отключило доступ в интернет на несколько дней. А в 2019 году группа солдат и офицеров ворвалась в штаб-квартиру государственного радио и телевидения, взяла сотрудников в заложники и заявила, что они взяли под контроль страну.

Этому предшествовали нелады со здоровьем у президента: в октябре 2018 года у Али Бонго случился инсульт, после которого он был госпитализирован в Саудовской Аравии, а потом проходил реабилитацию в Марокко. На протяжении долгого времени Бонго не появлялся на публике, что привело к слухам о том, что он то ли умер, то ли сделался недееспособным. Но 1 января 2019 года Бонго выступил со своим первым публичным выступлением в размещенном в социальных сетях видео. На этом фоне и разгорелся январский мятеж. Путчисты пообещали “восстановить демократию” в стране – но потерпели крах. Габонские силы обороны и безопасности вмешались и подавили бунт. В результате были убиты два солдата и арестованы восемь офицеров.

«Государственный переворот в Габоне стал неожиданностью, но в какой-то степени на самом деле он не оказался сюрпризом, потому что, если вы вернетесь, например, в 2016 год, когда были выборы, голосование было сфальсифицировано, и люди протестовали против результатов. Это был второй срок Али Бонго, – комментирует каналу «Аль-Джазира» аналитик, консалтинговой группе по вопросам безопасности Afripolitika Овидвеб Эгегу. – Затем, в 2019 году, произошла попытка государственного переворота, и эти офицеры сослались на нарушения на выборах, заявив, что это не отражало волю народа. И снова мы наблюдаем ту же картину. Государственный переворот в Габоне отличается от того, что мы наблюдаем в других западноафриканских странах. В то время как те другие перевороты больше связаны с безопасностью и управлением, этот конкретно касается избирательного процесса».

Формально Габон традиционно проводит нейтральную политику. Но при этом завоевал репутацию едва ли не ближайшего союзника Франции в Африке. Неудивительно, что из европейских лидеров на похороны Омара Бонго приехали только Николя Саркози и Жак Ширак. Впрочем, проблемы во взаимоотношениях Парижа и африканских стран затронули и отношения с Габоном. Отчасти это связано с тем, что французские власти на протяжении ряда лет, с 2008-го по 2017 год, проводили антикоррупционное расследование, прямо затрагивающее собственность семьи Бонго. Охлаждение между Либревилем и  Парижем дошло до того, что выпускник Сорбонны Бонго-младший даже пригрозил сменить официальный язык Габона с французского на английский. Ранее, к слову, Бонго-старший, считавшийся католиком, после визита в Ливию сделался мусульманином.

Что касается нашей страны, то можно вспомнить, что дипломатические отношения между получившим в 1960 году независимость Габоном и СССР были установлены довольно нескоро – только в 1973 году. В 2001 году Омар Бонго приезжал в Россию и встречался с президентом Путиным. Нынешний габонский президент Али Бонго Ондимба тоже побывал в России – в 2017-м участвовал в финальных мероприятиях Кубка конфедераций по футболу в Санкт-Петербурге. А в июле 2018 года посещал матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 (и в рамках этой поездки встречался с Путиным в Кремле). На прошедшем недавно в северной столице саммите «Россия — Африка» Габон был представлен делегацией во главе с министром иностранных дел. Показательно, что в апреле 2022 года во время голосования в Генассамблее ООН по поводу временного исключения России из Совета ООН по правам человека Габон высказался против, чем вызвал неприкрытый гнев на Западе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29104 от 31 августа 2023

Заголовок в газете: Вот вновь переворот

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру