— Разбившийся бизнес-джет Embraer-135 — самолет бразильского производства, — говорит Олег Михайлович. — На практике он показал себя как надежный летательный аппарат. У него хорошие аэродинамические, скоростные показатели и дальностью полета. Поэтому он приобрел авторитет во всем мире. Тем удивительнее, что с ним произошла катастрофа.
Комиссия сейчас назначена, она работает. Рассматривается несколько направлений: состояние техники и возможные отказы, внешнее воздействие, терроризм и ошибка экипажа. Все эти версии отрабатываются.
Главная задача сейчас — найти самописцы, которые в народе называют «черными ящиками».
Заслуженный пилот обращает внимание: на кадрах распространенного видео хорошо видно, как самолет, потерявший подъемную силу, хаотично несется вниз в свободном падении. И за ним тянется дымный шлейф.
— Это говорит о том, что произошло нечто, вызвавшее воспламенение частей самолета. Это могла быть и подложенная взрывчатка. Произошло нечто, с чем экипаж уже не мог справиться. Все было быстро и неотвратимо.
Как говорит эксперт, о любых нестандартных ситуациях, возникших на борту, экипаж обязан сообщить на землю.
— В данном случае радиосвязи с экипажем не было. Ни о каких нестандартных ситуациях он не сообщал. У пилотов не было даже доли секунды, чтобы нажать пальцем на кнопку на штурвале и сообщить о том, что произошло. Это говорит о скоротечном явлении, которое вывело из строя экипаж.
Олег Смирнов говорит: его смущает факт того, что самолет сначала занял высоту 8500 метров, потом вдруг поднялся на 9200 и, снизившись до 6000 метров, исчез с экранов радиолокатора.
— Можно предположить, что на борту вышли из строя какие-то технические системы, отказала электроника. Или произошло что-то скоротечное, например, взрыв. Может быть, они вели какую-то связь с землей, но об этом не сообщается. По авиационным правилам, ни один самолет не имеет права менять эшелон без разрешения с земли. Часто бывает нужно изменить эшелон по метеоусловиям, например, где-то сильное обледенение или болтанка. Смену эшелона экипаж должен обосновать.
По мнению эксперта, версия теракта с подложенной бомбой может быть основной.
— Современные бомбы — небольшого размера, но достаточно мощные. Пронести одну из них на борт вполне возможно. Сейчас будут проверять весь технический персонал. Подкупить могли и грузчика, попросив положить какую-то коробочку в багажный отсек. Он мог и не знать, что в ней.
Специалистам несложно будет установить, был ли взрыв внутри самолета. Есть специальные методики, методы химического анализа. Ту же магнитную бомбу могли заложить в отсеке, нише шасси. (Проверять будут и тех, кто имел доступ к ангару, где перед вылетом ремонтировался бизнес-джет — Авт.)
— Все находящиеся на борту погибли мгновенно?
— Взрыв — это дыра в фюзеляже. Произошла мгновенная разгерметизация самолета. На высоте 6-7 тысяч метров наступает мгновенная смерть всего живого на борту.
При опознании потребуется проводить ДНК-экспертизу. Пожар там полыхал колоссальный. Потому что самолет только взлетел, у него были полные баки топлива. При ударе о землю достаточно было искры, чтобы вспыхнули тонны топлива. Был такой взрыв, что многое сгорело.
Читайте материал «Глава ЧВК «Вагнер» Пригожин инсценировал свою смерть»: появилась конспирологическая версия»