Кое-кто справедливо считает, что на роль такого рода посредников не способны претендовать ни Франция, Германия, Великобритания, ни даже Турция, поскольку все они входят в состав НАТО, поставляющего огромное количество современного вооружения в эту зону и несущего огромную ответственность за состояние дел на данном направлении.
В качестве модераторов называются Китай и Индия. К этим, безусловно, заслуживающим внимания авторитетным игрокам я бы присовокупил многих латиноамериканских политиков, прежде всего президента крупнейшей латиноамериканской державы — Бразилии — Луиса Инасио Лула да Силву.
Этот 77-летний самородок, в третий раз вступивший на высокий пост 1 января текущего года, прошел сквозь огонь, воду и медные трубы. Это опытнейший политик, ранее дважды занимавший должность президента.
Он пользуется непререкаемым авторитетом мирового сообщества. Достаточно вспомнить, что это единственный деятель высокого ранга, который присутствовал и на Всемирном социальном форуме, организуемом антиглобалистами, и на Давосской встрече. Таким образом он пытался навести мосты между двумя антагонистическими структурами. В июне 2003 года участвовал во встрече «восьмерки» в Эвиане. В октябре 2004 года в Сан-Пауло проходил XXII конгресс Социалистического интернационала. Не так давно его пригласили в качестве гостя на саммит в Токио. Это дополнительное подтверждение значимости политика.
Перечисление заслуг этого деятеля на международной арене — дополнительный аргумент в пользу его участия в группе модераторов. Излишне напоминать, что Бразилия является одним из основателей престижного объединения БРИКС, куда также входят Россия, Индия, Китай и ЮАР, где в настоящее время директором Нового банка развития является сподвижница Лулы, экс-президент Дилма Руссефф.
Вопрос об Украине появился в мировой повестке перед возвращением Лулы во власть. Он сразу же взял проблему в центр внимания и впервые поставил ее на встрече с американским президентом Джо Байденом. Общаясь с коллегой, затронул проблему необходимости положить конец кровопролитию в стране. Предложил услуги в качестве переговорщика совместно с нейтральными государствами — Мексикой, Колумбией, Аргентиной, ЮАР и Индией, которые не вовлечены в конфликт. Ближайшая цель — прекращение огня, а затем диалог между воющими сторонами.
Но, убедившись, что с Байденом обсуждать мир бесполезно, бразилец обратил взоры на китайский проект урегулирования конфликта. Данную тему он детально обсудил с Си Цзиньпином во время официального визита в Поднебесную. Помимо вопросов двустороннего сотрудничества в различных областях лидеры зафиксировали совпадение позиций и договорились совместно продолжить согласованную линию на всех площадках.
Позднее Лула направил в Россию специального советника, бывшего министра иностранных дел Селсо Аморима. Посланник встречался с главой государства. Поделился особой заинтересованностью своей страны в урегулировании конфликта вокруг Украины. Выслушал противоположную точку зрения. Эти же вопросы в числе прочих обсуждались во время визита Сергея Лаврова в Бразилию. Лула продолжает неутомимо ставить данный вопрос на всех без исключения мероприятиях.
В качестве модератора мог бы выступить и нынешний президент Колумбии, сравнительно молодой Густаво Петро, совершивший причудливую эволюцию от городского партизана к главе государства. У него значительный опыт миротворческой деятельности. Придя к власти легитимным путем, сразу же восстановил дипломатические отношения с Венесуэлой, прерванные его предшественником Иваном Дуке.
Затем он пытался усадить за стол противоборствующие стороны в этой стране. Созвал в Боготе международную конференцию. В ней участвовали свыше 20 министров иностранных дел всех континентов: Латинской Америки, Азии, Африки и Европы, включая комиссара по внешним делам и безопасности Жозепа Борреля.
На подобную роль мог бы претендовать ветеран политических сражений, президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор, трижды штурмовавший вершину власти. Страна, расположенная на границе с Соединенными Штатами, обрела немалый опыт налаживания плодотворного диалога с соседом, куда направляют свои стопы тысячи обездоленных латиноамериканцев.
Эти же функции в состоянии выполнить сравнительно молодой чилийский глава государства, Габриэль Борич, балансирующий между симпатиями к идеям Сальвадора Альенде и отлично функционирующим демократическим строем, избегающий радикального сдвига влево. Излишне упоминать Аргентину, ждущую приема в БРИКС.
На участие в такой миссии вполне способен толерантный Луис Арсе, нынешний президент Боливии, которая в последнее время испытала значительную турбулентность. Есть и другие высокие деятели континента, готовые принять участие в переговорах. И это не говоря о лидере Кубы, недавно приезжавшем в Россию и плодотворно общавшемся с коллегой.
Весь мир глубоко озабочен этой проблемой и ищет пути ее разрешения посредством диалога. Она фигурировала и во время приема Лулы у папы Франциска 21 июня нынешнего года. Не говоря уже об усилиях самого понтифика, отправившего высокого представителя в Киев и Москву.
Сходной позиции придерживаются арабские монархии Персидского залива, четко заявившие об этом на встрече с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым 9 июля в Москве. Они изъявили готовность направить представителя в группу переговорщиков.
Все это наглядно свидетельствует о том, что данный вопрос давно витает в воздухе.