Состоявшаяся 5–6 августа мирная конференция в Джидде собрала представителей 42 государств. России на встрече ожидаемо не было (нас не позвали). Зато за столом переговоров были партнеры России по БРИКС во главе с Китаем и страны Глобального юга.
Тем не менее саммит закончился официальным ничем. Никаких совместных заявлений и деклараций. Никаких объявлений о планах на будущее. Единственная какая-никакая конкретика — участники встречи договорились продолжить обсуждение сценариев разрешения конфликта на Украине. Скорее всего, в сентябре на полях G20, но это не точно.
Так что же получается, высокие делегации зря потратили авиационный керосин? Вовсе нет. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что итоги — а они есть, хоть и не озвучены, — Россия смело может записать себе в зачет. Только для этого надо уметь читать между строк.
Пожалуй, самое зубодробительное заявление после «саммита выходного дня» сделало издание The Wall Street Journal.
«На переговорах в Джидде Украина смягчила свою позицию по мирным переговорам с Россией, согласившись обсуждать урегулирование без вывода российских войск со всей территории страны», — пишет WSJ со ссылкой на неназванных участников переговорного процесса из ЕС.
Напомним, ранее полный вывод российских войск к границам 1991 года выдвигался Киевом как базовое условие для запуска любого переговорного трека с Москвой.
Украинский политолог Василий Стоякин, говорит, что в публичном поле Киев едва ли станет отказываться от своего плана. Все же Зеленский сам себе запретил вести переговоры с Кремлем. Однако подобные публикации в западных СМИ обращены именно к хозяину Банковой лично:
— Украина будет пытаться протаскивать свой план и дальше. Просто потому, что другого плана у них нет. Чтобы Киев отказался от «формулы Зеленского», его (Зеленского. — «МК») надо свернуть в бараний рог. Это могут сделать только США. И они посылают ему недвусмысленные намеки. Например, на то, что президентом Украины может «совершенно случайно» стать Елена Зеленская с временной администрацией в лице Верховной рады. В Киеве эти намеки прекрасно понимают. Так что процесс пошел, но пока не бойко, — резюмирует Стоякин в беседе с «МК».
Тонкие намеки посылает и Москва. Накануне Дмитрий Песков в интервью The New York Times заявил, что Россия хочет контролировать те регионы, которые зафиксированы в Конституции как принадлежащие ей.
Так что главный итог прошедших выходных, по мнению аналитиков, — появились намеки на как минимум заморозку конфликта. Позиция США тут скорее «за», чем «против»:
«Штаты явно недооценили силу России и теперь хотят выйти из кризиса, сохранив свое положение и репутацию. Один из способов — свалить все на Украину и сбежать восвояси», — заявил в интервью бывший советник главы Пентагона Д.Макгрегор.
Политолог Юрий Баранчик акцентирует внимание на важной детали, которая могла ускользнуть от взгляда обывателя. На полях Джидды фактически зафиксировано создание коалиции «Москва — Эр-Рияд — Пекин — Коалиция стран Африки». Это еще один важный итог.
«Москва просто посылает сигнал, что все верно, договоренности, о которых говорила КСА и к которым присоединился Пекин, в силе. Запад не смог настроить Глобальный юг против России и проиграл этот тайм глобального противостояния. Москва может занести этот раунд себе в зачет. Теперь будем ждать реакции Запада», — пишет эксперт в своем telegram-канале.
Кстати, сам факт участия Китая на саммите в Джидде — еще один самостоятельный итог встречи, который нельзя недооценивать. «Китай согласился на участие (в саммите в Джидде. — «МК») по нескольким причинам, — анализирует итоги встречи китаист Николай Вавилов. — Саудовская Аравия — второй по значению после России союзник Си Цзиньпина. Эта страна не является членом НАТО. Для Пекина это место предыдущего успеха — возобновления отношений саудитов и Ирана. Во встрече принимали участие около 40 стран — это саммит Глобального юга. Ничего антироссийского здесь нет».
Председатель крымской региональной общественной организации «Центр политического просвещения», политолог Иван Мезюхо говорит, что Китай своим участием во встрече в Джидде пытается активно перетянуть одеяло на себя и выступить в роли главного миротворца.
— Каждая страна, принимавшая участие во встрече в Саудовской Аравии, преследует свои интересы. Китай пытается занять место главного переговорщика. Раньше это место принадлежало Турции. Но, освободив азовцев* (организация признана террористической и запрещена в России), Анкара потеряла этот статус. Теперь КНР и Турция соревнуются, — считает эксперт.
Между тем по итогам саммита российский МИД выступил с серией кратких заявлений. Главное из них озвучено представителем ведомства Марией Захаровой: «Без участия России и учета ее интересов никакие встречи по Украине не имеют ни малейшей добавленной стоимости».