За долгие годы своей службы 46-летний Зур Аллон, подполковник-резервист израильских артиллерийских сил специального назначения, никогда не мог себе представить, что настанет день, когда он откажется явиться на службу, рассказывает издание The Observer.
“Половина моей роты была взорвана в Ливане. Я отдал много лет своей жизни, защищая эту страну”, - говорит Аллон, один из лидеров "Братьев и сестер по оружию" – группы давления из более чем 60 000 резервистов Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), созданной ранее в этом году в знак протеста против предложенной правительством реформы судебной системы.
“Вот почему мы так злы, - сказал он. – Правительство нарушает очень простой контракт, который у нас есть, – защищать еврейский и демократический Израиль”.
ЦАХАЛ был задуман основателем страны Давидом Бен-Гурионом как “народная армия”: аполитичный плавильный котел, который объединил бы израильтян из разных этнических, религиозных и социально-экономических слоев и помог бы создать чувство социальной сплоченности. С годами это видение размылось, и неравенство и раскол в израильском обществе отражаются на составе его вооруженных сил, отмечает The Observer.
Арабские граждане Израиля не призываются на военную службу, и существует давняя судебная тяжба по поводу того, следует ли освобождать еврейскую ультраортодоксальную общину от призыва, но военную службу по-прежнему является определяющей частью национального духа. Возможно, неудивительно, что обе стороны в дебатах по поводу предложений относительно судебной системы так часто прибегают к военным метафорам, подчеркивает The Observer.
Относительно небольшая постоянная армия Израиля в значительной степени опирается на 465 000 резервистов – даже в мирное время они могут быть призваны на целых 60 дней в году. Группы из критически важных подразделений, таких как пилоты, в прошлом угрожали отказаться от службы по таким вопросам, как уход из сектора Газа и вторая ливанская война. Но страна никогда раньше не сталкивалась с гражданским неповиновением такого уровня.
Резервисты стали сильным голосом в протестном движении Израиля с тех пор, как ультраправая и религиозная коалиция премьер-министра Биньямина Нетаньяху объявила о радикальных судебных изменениях вскоре после вступления в должность в декабре. Сторонники пересмотра считают, что реформа необходима для противодействия предполагаемому левому уклону в решениях неизбранного суда, в то время как критики говорят, что это приведет к отступлению от демократии, “подобному тому, что наблюдается в Венгрии и Турции”.
В вооруженных силах существуют особые опасения по поводу того, что предложения в отношении судебной системы могут подвергнуть офицеров международному преследованию. Израиль не является членом Международного уголовного суда, утверждая, что его собственная правовая система надлежащим образом расследует обвинения в правонарушениях со стороны вооруженных сил, хотя палестинцы и правозащитные организации уже давно заявляют, что очень низкое число обвинительных заключений в ходе израильских расследований свидетельствует о том, что нынешняя практика не соответствует цели.
В этом месяце более 10 тысяч резервистов подписали открытое письмо, в котором говорилось, что они попросят освободить их от службы, если коалиция примет первый важный элемент законодательства, который был принят Кнессетом в понедельник со счетом 64:0 после того, как за него проголосовали все члены правительства, а оппозиция бойкотировала голосование в знак протеста.
Теперь вопрос в том, выполнят ли резервисты это обещание - коллективное действие, которое может серьезно повлиять на оперативную готовность Армии обороны Израиля.
“У нас нет другого выхода, кроме как отказаться от службы. До сих пор демонстрации проваливались: правительство шло вперед, несмотря ни на что. Нам придется принять более жесткие меры, - заявил Яир Голан, генерал-майор запаса и бывший заместитель министра экономики от левой партии "Мерец". – Люди знают, как расставлять приоритеты. Трудно предсказать, что произойдет, если возникнет внешняя угроза. Но прямо сейчас первоочередной задачей является сохранение Израиля демократическим государством и борьба с этим правительством”.
Несколько сотен резервистов уже уведомили своих командиров о том, что они больше не желают быть призванными на службу. В то же время на этой неделе появились сообщения о том, что некоторые резервисты добровольно пошли на дополнительную службу, чтобы смягчить последствия отказов.
В публичных заявлениях за последние несколько месяцев Армия обороны Израиля пыталась преуменьшить значение кризиса. Но в прошлый понедельник вечером, после того, как голосование прошло, было публично признано, что командиры были обеспокоены тем, что “если резервисты не явятся на службу в резерв в долгосрочной перспективе, это нанесет ущерб боеготовности вооруженных сил”.
В пятницу в ивритоязычных СМИ преобладали новости о том, что разведывательное управление Армии обороны Израиля не менее четырех раз предупреждало Нетаньяху перед принятием законопроекта о том, что Иран и ливанская группировка боевиков “Хезболла” видят “историческую возможность” во внутреннем кризисе Израиля, ссылаясь на "серьезную эрозию базовых средств сдерживания".
Неясно, полностью ли премьер-министр и его кабинет осознали разворачивающийся кризис в вооруженных силах. Нетаньяху, бывший капитан элитного подразделения спецназа, особенно критиковал оппозицию, исходящую от ЦАХАЛа, указывая на то, что в условиях демократии военные выполняют приказы правительства, а не наоборот.
Министр обороны Йоав Галлант, считающийся самым откровенным в правительстве критиком судебной перестройки, отчасти из–за его роли посредника между вооруженными силами и политиками, растратил добрую волю протестного движения по отношению к нему, проголосовав в понедельник наравне с остальными членами коалиции.
Сам Нетаньяху, который так долго был властной фигурой в политике, но теперь страдает от обвинений в коррупции, временами кажется слабым, довольствуясь тем, что позволяет своим партнерам по коалиции определять повестку дня, отмечает The Observer.
Вооруженные силы - не единственная головная боль израильского премьер-министра: потенциальное снижение международных кредитных рейтингов, отток технологической отрасли, широкомасштабные забастовки и юридические споры по поводу будущего капитального ремонта - все это вырисовывается перед повторным заседанием Кнессета в октябре.
По словам Голана, израильскому протестному движению также предстоит провести некоторый самокопание. “Это величайший кризис для израильского общества со времен войны Судного дня, - сказал он, имея в виду внезапное нападение на Израиль его арабских соседей в 1973 году. – Я не сомневаюсь, что Израиль после этого уже не будет прежним, и в этом заключается вызов. Дело не только в протестах: нам нужно извлечь из этого что-то позитивное и работать во имя лучшего будущего”.