Судьба Незалежной, чьи логистические точки отправки зерна после теракта на Крымском мосту методично уничтожаются, незавидна. Цена на пшеницу растёт, а Украина остаётся в проигрыше.
По мнению экспертов, в настоящий момент нет каких-то реальных предпосылок для того, чтобы зерновая сделка в краткосрочное перспективе была реанимирована, и на это есть целый ряд причин.
«Во-первых, страны коллективного запада, Украина, и другие международные организации, которые включены в этот процесс, не могут обеспечить свои обещания, которые они давали год назад Российской Федерации в известном меморандуме,подписанным между Россией и ООН, — считает наш эксперт, сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ Денис Денисов, — В частности, речь идёт о возвращении международных торговых переводов для Россельхозбанка, открытия возможности для транспортировки и продажи российских зерновых, возобновления работы аммиакопровода «Тольятти – Одесса». А также о возможности экспорта российских удобрений, страховании российских судов крупными международными компаниями. Но, самое главное в том, что изначальную гуманитарную суть зерновой сделки выхолостили. Из неё сделали не более, чем коррупционную схему для обогащения украинских олигархов, ряда международных компаний, украинских чиновников, но никак не реализовали ту цель, которая изначально ставилась. А целью было обеспечение продовольственной безопасности для беднейших стран мира. Как мы знаем, сразу после старта зерновой сделки год назад, основные потоки зерна начали циркулировать в богатые европейские страны, и только после этого перераспределяться. Второй аспект связан с тем, что обоснованием зерновой сделки было выравнивание мировой цены на зерновые за счёт того, что украинское зерно должно попадать на мировой рынок, и этот аспект также не оправдался. Если бы стороны, которые включены в этот процесс, хотели бы выравнивания этого рынка или удешевления зерна, самым логичным путём было бы возобновление возможности для торговли, в том числе, и русским зерном, но этого никто не сделал».
— Как зерновая сделка в целом отражается на аспектах мировой политики?
— Не сказал бы, что она оказывает значительное влияние. Это один из многих аспектов мировой политики. А вот относительно отношения к Российской Федерации, этот вопрос нужно рассматривать исключительно в информационной плоскости. Исходя из того, что за время существования зерновой сделки ни Украина, ни западные страны не давали какой-либо комплиментарной оценки роли России, хотя именно благодаря роли нашей страны стала возможно зерновая сделка. Зато мы видели целый ряд информационных атак на Россию, связанных с тем, что мы, дескать, то ограничиваем движение судов, то не в полном объёме выполняем зерновую сделку, хотя, исходя из позиции противоположенной стороны, которая вообще ничего не сделала, бросаться такими обвинениями было некорректно и неуместно. Добросались до того, что сделка перестала существовать.
— Насколько теперь вероятны провокации со стороны Украины в Чёрном море?
— У меня нет сомнений, что со стороны Украины будут осуществлены провокации, и это будет связано с тем, что Украина неоднократно заявляла: она попробует реализовать зерновую сделку без участия РФ. Что априори невозможно. Потому что ставятся под очень серьёзный риск экипажи кораблей, сами корабли, да и вообще – ни одна нормальная компания в условиях, когда идёт открытый конфликт, а ни одна страна не гарантирует безопасность, не направит своё судно в украинский порт. Поэтому сейчас будут какие-то скрытые договорённости о том, чтобы купить или как-то по-другому использовать те или иные суда для совершения подобных провокаций. Несмотря на заявления Российской Федерации о том, что все суда, следующие в южные порты Украины, станут восприниматься как потенциальная угроза, провокации будут. К этому надо быть готовым, и надо понимать, что любая подобного рода провокация будет затем приобретать в информационном фоне образ так называемого «снежного кома», потому что в нынешнем противостоянии ни для коллективного запада, ни для Украины нет чёрного и белого. Для них есть одно государство, которое олицетворяет зло, а именно Российская Федерация, и есть всё остальные в виде добра.
— Насколько надёжны для Украины сухопутные коридоры поставки зерна в Европу?
— Мы знаем, что на протяжении последнего года Украина значительно диверсифицировала поставки своего зерна. У них есть три основных маршрута: По Дунаю, через порт Рени, по железной дороге, и по автомагистралям в сторону Европы. Мы знаем, как возникала проблема, связанная с экспортом украинских зерновых на европейский рынок: до сих пор существует фактическое эмбарго на этот экспорт и европейцы, особенно прилегающие к Украине страны, в ближайшее время вряд ли снимут его отменить. Ведь дешевые украинские зерновые спровоцировали в этих странах колоссальный сельскохозяйственный кризис, разрушили сотни сельскохозяйственных предприятий, которые не могли конкурировать по цене с Украиной. Они переживали банкротство, и, как следствие, в этих странах наблюдалась социальная нестабильность. Повторять этот опыт европейцы не будут.
— Есть ли у России техническая возможность и политическое желание перекрыть эти каналы?
— Техническая возможность, думаю, есть. Политическая воля? Пока что не проявлялась, потому что за год все эти транспортные узлы можно было бы обрубить.Выгода в зерновой сделке для России может быть, но в том случае, если будут выполнены хотя бы те обещания, которые изначально давались, когда эта сделка заключалась год назад. Если все преференции, о которых я говорил в первой части, будут реализованы, конечно же, Россия должна будет задуматься о том, чтобы вернуться к этой сделке. Но я сильно сомневаюсь, что Украина и представители коллективного запада пойдут на такие условия. И в этом отношении роль ООН будет минимальная и незначительная.
— Россия может успешно заменить Украину в поставках зерна в страны Африки?
— Это одна из тем, которая активно обсуждалась на полях форума «Россия – Африка». Другое дело, что тут возможны проблемы с логистикой, ключевые для российского экспорта зерновых. Если африканские страны смогут обеспечить страхование судов, то это вполне реально. А украинское зерно, по статистике, в очень небольших количествах попадает в страны Африки, а вот для России это всегда был традиционный рынок.