- Юрий Николаевич, судя по количеству объявленных санкций, резкости политических заявлений и откровенной травли россиян, Запад свернул взаимодействие с Россией практически во всех сферах деятельности. А как быть с совместной работой по линии Интерпола? Ведь злодеев все равно надо ловить, вне зависимости от национальной и государственной принадлежности.
– Надо, поэтому настоящие профессионалы потому и профессионалы, что выполняют свою работу в любых, даже неблагоприятных условиях. И это относится как к сотрудникам российского национального Бюро Интерпола, так и зарубежным коллегам.
Несмотря на то, что Интерпол, находящийся под сильным давлением антироссийски настроенных европейских политиков, с большим пристрастием стал относиться к запросам российской стороны о международном розыске преступников, сотрудничество активно продолжается.
Вот только один показательный пример. Так, буквально на днях 10 июля в Лионе делегация МВД России приняла участие в заседании рабочей группы Генерального секретариата Интерпола по отслеживанию и возврату активов, полученных преступным путем. Эксперты из стран-членов Интерпола обсудили перспективы создания нового уведомления Генсекретариата Интерпола с «серебряным углом» («Silver Notice»), предназначенного для поиска и возврата таких активов, чтобы в дальнейшем их «заморозить». Реализация данного проекта повысит эффективность борьбы с коррупцией, наркотрафиком, торговлей людьми и другими наиболее опасными видами организованной преступности.
– Какие «палки» ставятся в колеса российским полицейским?
– Эти, как вы говорите, «палки» заключаются в пристальном и пристрастном контроле всех наших запросов об организации международного розыска. А еще проводится ревизия всех наших прежних запросов.
- Ищут политическую составляющую?
– Да, они пытаются доказать, что того или иного жулика, сбежавшего из России, преследуют сугубо по политическим мотивам. То есть, стремятся дискредитировать российские правоохранительные органы. Но получается наоборот - Интерпол демонстрирует свою ангажированность блоку западных стран и тем самым подрывает декларируемый Организацией нейтралитет. По сути, весь этот «контроль» и «ревизия» выливаются в мелкие придирки, унизительные для самой Организации.
– В этих условиях нам удается найти скрывшихся за рубежом преступников?
– Безусловно, причем не меньше, чем в прежние годы. По данным руководителя Следственного комитета России Александра Бастрыкина, по уголовным делам СК РФ в первом полугодии 2023 года объявлены в розыск 1722 (за весь 2022 год – 3002) обвиняемых и подозреваемых, разысканы 1310 (за весь 2022 – 2763). Из них более сотни разысканных лиц скрывались 10 и более лет за совершение насильственных преступлений. В розыске на начало месяца остаются более 8,6 тысячи человек.
Более того, Александр Бастрыкин дал поручение следственным органам устанавливать местонахождения иностранных граждан, которые являются фигурантами уголовных дел о наемничестве. Напомню, наемничество запрещено во всей Европе. Вот и посмотрим воочию на двойные стандарты европейцев – как будут этих наемников отлавливать. И будут ли вообще.
Что важно, международное сотрудничество по линии Интерпола осуществляется в России при координирующей роли Генеральной Прокуратуры – надзорного органа. В этом весь смысл: будут тщательно отслеживаться все нарушения юридических процедур и международных соглашений.
– То есть, не смотря на идеологические шоры, двойные стандарты и русофобию, зарубежные коллеги вынуждены с нами работать?
– А куда им деваться? Видите ли, жизнь принуждает человека ко многим добровольным действиям. Зачем им на своей территории российские бандиты? Мало своих? Вот и продолжается у нас взаимодействие с иностранными компетентными органами по каналам Интерпола, в непрерывном режиме идет обмен оперативной информацией, а зарубежные структуры проводят запрашиваемые Российской Федерацией мероприятия, устанавливают местонахождение преступников и задерживают их. Такая практика имеется с Турцией, Швецией, Грузией, Египтом и другими странами. Заметьте, не во всех странах нас искренне любят. Мягко говоря…
– Ну, мы не барышни на выданье, чтобы нас любить. Однако, зарубежные полицейские заинтересованы в опыте и практической поддержке российских коллег?
– Еще как! Они прекрасно осознают, что без взаимного обмена оперативно значимой информацией и международного розыска преступников, преодолеть криминальные угрозы невозможно. Причем, угрозы именно их странам. А это уже больно, демократичные сограждане могут не понять.
Поэтому активно приглашают российских коллег на различные международные форумы полицейских. Так, в марте этого года в Лионе представители МВД России приняли участие в заседаниях Комитетов по вопросам оптимизации деятельности Организации, в частности обработке данных Интерпола и по рассмотрению вопросов участия национальных бюро Интерпола в процедурах по оспариванию фактов размещения сведений о лицах в розыскных ресурсах Интерпола.
– Видимо, случались ошибки или несогласования, спорные моменты?
– Как без этого? Известная проблема канцелярской, бюрократической работы. Но эта проблема вполне решаема при доброжелательном участии всех сторон. Вот ее и решают – всегда можно договориться.
В работе Комитетов приняли участие представители 30 стран мира, обсуждались вопросы обработки информации с использованием баз Интерпола, внедрение передовых технологий обработки данных. По итогам обсуждения базовых документов, регламентирующих практическую деятельность стран-членов по формированию учетов Интерпола, были приняты протоколы.
– Наше мнение прозвучало?
– Вы не поверите – в этих протоколах учли позиции российского бюро (в технические нюансы вдаваться не буду, это – для специалистов).
Более того, в мае в городе Охриде, - есть такой в Республике Северная Македония, - российская делегация тоже приняла участие в 50-й Европейской региональной конференции Интерпола, посвященной актуальным вопросам противодействия транснациональной организованной преступности. Напомню, Балканы – древний и традиционный путь из Азии в Европу и обратно наркотиков, оружия, рабов, всякой контрабанды. Эдакий «черный шелковый путь». Прибыли более 140 участников из 53 европейских стран.
А уже в июне российская делегация во главе с руководителем национального центрального бюро Интерпола МВД России участвовала в 18-й конференции глав НЦБ Интерпола в Сингапуре, куда прибыли уже более 270 представителей из 133 стран. Вот такое совпадение: из Юго-Восточной Азии тоже поступает нелегально всякой гадости, поэтому место полицейского форума явно было выбрано не случайно. И без России – опять никак.
Заметьте, в ходе этой конференции Генеральный секретарь Интерпола Юрген Шток вновь дипломатично обратил особое внимание на нейтральный статус Организации, который позволяет решать практические задачи международного полицейского сотрудничества. Отмечая рост криминальных угроз, использование преступниками современных информационных технологий, глава Интерпола подчеркнул необходимость объединения усилий и разработке эффективных стратегий борьбы с транснациональной организованной преступностью как на международном, так и региональном уровнях. Тонкий намек? При этом - ни слова о «российской опасности». Что сказать, Шток – практик и реалист.
– Ну и где здесь полная изоляция России?
– О чем и речь. В условиях глобальных криминальных угроз и усиления негативных тенденций транснациональной организованной преступности, эффективность противодействия ей без участия российской стороны остается под большим вопросом.
Именно понимание этой необходимости, а для некоторых – неизбежности, и приводит к тому, что все международные полицейские форумы в преддверии 100-летия со дня образования Международной организации уголовной полиции – Интерпола (отмечаемого в сентябре 2023 года), проводятся с участием российских правоохранителей.
От нас, как и от судьбы, не уйдешь.