Утром 26 июля ВСУ начали масштабное наступление на Запорожском направлении несколькими волнами, с трех точек — из района Работино, Новоданиловки и Новопокровки. Если ранее противник использовал малые группы и незначительное количество техники, то в этот раз на поле боя насчитали 110 вражеских танков и бронемашин.
Попытка рывка не удалась. Большую часть военной техники, равно как и живую силу, нашим военным удалось уничтожить. Оставшимся солдатам украинской армии ничего не оставалось как откатиться на прежние позиции.
А на следующий день, 27 июля, в западной прессе заявили о начале широкомасштабного украинского контрнаступления. По мнению иностранцев, именно сейчас ВСУ нанесут основной удар всеми оставшимся резервами. По данным издания The New York Times, основные силы ВСУ сейчас сконцентрированы на юго-западном направлении, туда стянуты и те части, которые ранее держались в резерве.
- Это украинское контрнаступление ну очень интересное — говорит Анатолий Матвичук. - Вначале они собирались наступать весной, но потом перенесли «наступ» на лето. Пошли вперед 4 июня. Потом заявили, что контрнаступление ещё не началось.
А теперь вдруг объявляется вторая волна наступления. Поэтому, я думаю, что это чистейшей воды пиар-акция. Киевский режим таким образом пытается решить свои внутренние проблемы, то есть убедить украинцев в том, что армия ещё живая и даже может наступать. Точно так же там пытаются убедить и западного обывателя в том, что у армии Украины все хорошо, она наступает, поэтому давайте ещё денег, ещё вооружения.
По мнению Матвийчука, с точки зрения военной науки у ВСУ нет возможности осуществлять широкомасштабные боевые действия.
- Да, у них еще есть людские резервы, - говорит он. - По некоторым данным, там около 15 все ещё не задействованных бригад, каждая бригада состоит из 3-4 тысяч военных. Как видим, люди есть. Но возникает другая проблема — в ходе первой фазы своего так называемого контрнаступления они уже потеряли пятую часть вооружения, которое НАТО им поставило, в том числе тяжёлые танки «Леопард», гаубицы. Кроме того, они практически расстреляли запас боеприпасов.
Да, пехота есть, но чем ее вооружать? Для того, чтобы пехота выполняла свои задачи на поле боя, необходимо иметь определённое снаряжение.
Еще один эксперт, глава Центра изучения военных и политических конфликтов Андрей Клинцевич, отметил: у Украины действительно остаются немалые резервы — как минимум, половина тех бригад, которые готовились для основного контрнаступления. Сформированы дополнительно пять бригад, так называемой, «гвардии наступления» из бывших сотрудников правоохранительных органов. Эти части сейчас в спешке доукомплектовывают натовской тяжёлой техникой и вооружением.
Что же касается сроков проведения второй фазы «контрнаступа», то тут мнения экспертов разнятся. Андрей Клинцевич, не исключает: основное наступление ВСУ займет остаток летнего и весь осенний период. А вот Анатолий Матвийчук отводит для него полмесяца максимум.
- Я думаю, максимум, через полторы-две недели они должны будут сдаться или снова искать танки где-то на стороне. Потому что перспективы у ВСУ пока не видно.
Солидарны эксперты в том, какое направление для ВСУ является главным.
- Явно прослеживается основное направление — Запорожское, - пояснил Анатолий Мавийчук. - Тут они пытаются добиться сразу нескольких целей. Первая — политическая. Они попытаются выйти к Запорожской АЭС, создать предпосылки для возможного её разрушения и тем самым создать конфликт интересов в Совете безопасности ООН, чтобы от России потребовали вывести войска из этого района.
Вторая цель — военная, она касается попытки блокирования сухопутных дороги в Крым, что наряду с атаками на Крымский мост может затруднить снабжение наших войск на полуострове и в зоне СВО.
В Артемовске (Бахмуте) ведутся позиционные бои, больших успехов у украинцев там нет. Я думаю, что запорожское наступление, которое опять начали пиарить западные СМИ, закончится точно так же, как и все другие попытки, потому что военных возможностей для широкомасштабных действий у противника нет. К тому же наши силы атакуют ВСУ на других направлениях фронта, в частности, на Сватово-Кременном.