Эксперт назвал причины визита Шойгу в Северную Корею

«Потенциал Пхеньяна позволяет рассчитывать на сотрудничество в самых разных областях»

КНДР 27 июля отмечает 70-летнюю годовщину победы в Отечественной освободительной войне 1950-1953 годов. По случаю юбилейной даты, российская делегация во главе с министром обороны РФ Сергеем Шойгу находится с визитом в Северной Корее. Этот визит стал еще одним шагом к укреплению связей между Москвой и Пхеньяном, в том числе экономических. «МК» вместе с экспертом попытался разобраться, какие достоинства и недостатки существуют в экономике КНДР, и как Россия может помочь Северной Корее преодолеть эти трудности.

«Потенциал Пхеньяна позволяет рассчитывать на сотрудничество в самых разных областях»
Фото: Министерство обороны РФ

С 25 по 27 июля российская делегация во главе с министром обороны страны Сергеем Шойгу находится с визитом в КНДР. Приглашение посетить страну, недавно открывшую свои границы после пандемии COVID, поступило непосредственно от северокорейского министерства обороны. Примечательно, что именно российская и китайская делегации стали первыми официальными гостями страны после длительного перерыва.

Как утверждает Минобороны России, «данный визит будет способствовать укреплению российско-северокорейских военных связей и станет важным этапом развития сотрудничества между двумя странами».

КНДР всегда воспринималась миром как закрытое государство. Одну из решающих ролей в создании такого образа стали массированные санкции против Пхеньяна, которые в разное время вводились как по инициативе Совета безопасности ООН, так и «с легкой руки» США, Южной Кореи, Японии, Австралии и Евросоюза.

Причиной столь жесткого отрезания КНДР от «пирога» остального мира были вопросы ядерной программы страны и в целом вопросы торговли оружием. Россия как постоянный член Совбеза ООН в 2017 году также поддержала санкции против КНДР. Однако именно эта страна с момента начала СВО как никто поддерживает политику РФ, а разговоры о необходимости более глубоких связей между Москвой и Пхеньяном все чаще слышатся в политическом поле обеих стран.

Но санкции, под которыми живет КНДР долгие годы, не могли не отразиться на экономике страны. Сейчас особенно интересно разобраться, за счет чего держится Северная Корея и какие перспективы в экономическом плане есть у этой привычно закрытой страны. Об этом «МК» поговорил с ведущим научным сотрудником Института Китая и современной Азии РАН Александром Жебиным:

– Экономика КНДР держится, прежде всего, за счет внутренних ресурсов. В последнее время также возобновилась торговля с Китаем. КНР – сосед и давний союзник КНДР. Сухопутная граница между странами составляет 1360 километров. Естественно, там всегда существовали приграничные торговые связи. Китайцы, жившие в Корее, ездили на север-восток Китая, а большая корейская колония в Маньчжурии обменивалась товарами со своими родственниками на Корейском полуострове.

Экономические связи между Китаем и Кореей – это не что-то, вызванное санкциями, особыми условиями. Это традиционный торговый обмен между двумя соседними странами. Тем более, что на территории этих государств живет много людей, которые занимаются торговлей, мелким бизнесом. Этот уровень связей поддерживается.

Что касается экономических связей на уровне государства или крупных и средних компаний – да, Китай остается крупнейшим торговым партнером КНДР. По некоторым подсчетам, объем торговли за прошлый год составил около 1,5 миллиардов долларов. Это на 125% больше, по сравнению с предыдущим годом.

Проблема заключается в том, что в результате санкций (за которые, к сожалению, проголосовали и сам Китай, и Россия) мы существенно ограничили диапазон нашего экономического взаимодействия. Многие товары, которые являлись статьями традиционного экспорта, сейчас КНДР экспортировать нельзя. Тем не менее, торговля идет. Мы тоже, наверное, хотели бы торговать с соседней страной, у нас есть традиционные связи.

Я напомню, что в конце 1980-х годов Советский Союз был крупнейшим торгово-экономическим партнером КНДР, даже обгонял в этом плане и Китай. У нас были наработаны интересные формы кооперации: многие северокорейские швейные фабрики в тот период работали на нашем давальческом сырье. Изделия поставлялись в СССР и объемы были существенными – почти под миллиард долларов.

То есть наработаны разнообразные связи. Возвращение к нормальной торговле, безусловно, было бы полезно для обеих стран. Тем более, что американцы (без конца настаивающие на выполнении резолюций Совбеза ООН, практически полностью изолирующих Северную Корею от системы международной торговли) сами не очень склонны выполнять те пункты резолюций, которые они, в зависимости от политической конъюнктуры, считают ненужными.

Вот например: практически каждая резолюция содержит положения о том, что принимаемые санкции (которые, по идее, должны быть направлены на затруднение ракетно-ядерных программ) не должны приводить к ухудшению положения обычных граждан. Но доклады международных организаций о положении в КНДР свидетельствуют, что заметное ухудшение произошло. Однако американцы на эти части резолюций внимания не обращают.

Хотел бы отметить и еще один существенный момент. В этом году было уже около 14 запусков ракет, в прошлом году – под 100 запусков. Это говорит о том, что несмотря на жесточайшие экономические санкции, КНДР удалось создать военно-промышленный комплекс, который способен производить ракеты самых разных видов, в том числе межконтинентальные баллистические ракеты. Экономика в области ВПК работает. Безусловно, она дает занятость, подтягивает и другие сферы экономики, не давая ей умереть. Поддержание этой сферы, несомненно, требует серьезных затрат. Тем не менее КНДР всем этим обладает, что свидетельствует об уровне научно-технического развития в целом. При снятии лишних барьеров потенциал Пхеньяна позволяет рассчитывать на то, что при нормальных условиях у нас может получиться сотрудничество в самых разных областях.

Фото: Министерство обороны РФ

Важен, конечно, и политический аспект визита Сергея Шойгу в КНДР. Северная Корея, безусловно, добилась больших успехов в ракетостроении, но она нуждается в некоторых видах более современных оборонительных вооружений. В частности, в системах ПВО. Не исключаю определенных разменов, которые помогли бы нам и международному сообществу снять определенные политические озабоченности. Поясню: в мире все боятся очередного ядерного испытания КНДР, которое северокорейцам необходимо по техническим причинам – убедиться в работоспособности боеголовок для их ракет. В нынешних условиях его проведение, на мой взгляд, не очень хорошо ни для Китая, ни для России как постоянных членов Совбеза ООН.

Как удержать Северную Корею от такого шага? Возможно, поставки КНДР современных систем ПВО могли бы стать разменом на воздержание Пхеньяна от очередного ядерного испытания.

– Есть ли у КНДР в экономическом плане слабые места, где Россия могла бы оказать эффективную помощь и тем самым укрепить связи с Пхеньяном?

– Слабое место (где мы, кстати, предоставляли помощь) – это энергетика. КНДР не хватает энергии. Показывали карты из космоса: ночами – это темное пятно. Там есть объекты, которые мы могли бы достроить или модернизировать. То оборудование, которое было поставлено в советские времена, естественно, за долгое время износилось и требует серьезного ремонта или замены. Корейцы очень тщательно проводят технические работы, чтобы это оборудование продолжало функционировать, но все равно же наступает срок износа. Это огромное поле деятельности для нашего сотрудничества.

Была попытка построить в КНДР атомную электростанцию. Ким Ир Сен встречался с Горбачевым, и было подписано соглашение о техническом содействии, но не были решены вопросы финансирования. Наши специалисты подобрали площадку на побережье Японского моря, которую потом (по соглашению КЕДО) фактически захватили американцы и их союзники.

Сейчас это место представляет огромную яму, залитую бетоном. То есть, перспективы развития атомной энергетики в КНДР есть. Страна богата залежами урана. В отличие от многих других стран, которые завозят сырье для АЭС, у КНДР оно свое. Его просто надо перерабатывать, соблюдая при этом все международные нормы и правила МАГАТЭ.

– А что касается продовольствия?

– Первый фактор – естественный. КНДР – гористая страна, посевных площадей, готовых для земледелия, было 18%, сейчас осталось, может, меньше. Традиционной житницей была Южная Корея. Когда в 1990-х годах в КНДР работала Всемирная продовольственная программа, она оказывала помощь Северной Корее. Доклады этой программы констатировали, что стране ежегодно не хватает около 1 миллиона тонн продовольствия.

Страна часто подвергается мощным природным катаклизмам. Очевидно, она нуждается в помощи развитию: поставки удобрений, агрохимикатов, сельскохозяйственной техники. Ну и, наконец, требуется правильный менеджмент в этой области и улучшение условий жизни на селе, чему, кстати, в последние годы там стали уделять гораздо больше внимания.

В общем, трудности с продовольствием существенные, но они не смертельные. К тому же рядом Китай, который всегда следит за тем, что происходит в соседней стране и не заинтересован в дестабилизации обстановки в КНДР.

Пекин традиционно оказывал какую-то помощь (дизельным топливом, посевным материалом, химикатами), для того чтобы северокорейцы могли получить хотя бы минимальный урожай.

В пересчете на зерно в КНДР собирают около 4 миллионов тонн, но миллиона им, как правило, каждый год не хватает.

Россия также оказывала гуманитарную помощь КНДР как на двусторонней основе, так и по линии международных организаций. Так что здесь тоже есть накопленный опыт и каналы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру