— Дунай — судоходная река, ее длина — 2850 километров, она протекает по территории Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, всего — десяти государств, — говорит Василий Дандыкин. — И через дельту в Румынии и Украине впадает в Черное море.
На Дунае у Украины — три речных порта. В Измаиле — порт Усть-Дунайский и Ренийский торговый порт.
— При Советском Союзе вместе с морскими портами они входили в Черноморское пароходство, которое было самым большим в мире, — рассказывает Владимир Шигин. — У него на балансе было несколько сотен судов. Была выстроена система, когда торговля шла не только по морю, но и по рекам. Практиковали суда смешанного плавания — река-море. При Украине все было запущено. Для загрузки и перевозки зерна использовались несколько терминалов. Речные порты также могли быть перевалочным звеном, когда украинское зерно шло вверх по Дунаю. Украинская пшеница дешевая, ее покупали на корм скоту.
Василий Дандыкин отмечает, что сейчас в Европе засуха, река обмелела.
— Но баржи по Дунаю ходили. Думаю, что не только с зерном. Тот же порт в Измаиле, конечно, не такой величины, как, например, Одесский, Ильичевский или Южный. Он гораздо меньше. Но логистика позволяла под прикрытием зерновой сделки перебрасывать туда для ВСУ и оружие, и боевую технику. В связи с этим и был нанесен удар по этим объектам. В декабре 2022-го местные власти снесли в Измаиле памятник русскому полководцу Александру Суворову. Теперь наследники Суворова нанесли удар по порту в Измаиле. Были уничтожены грузы, портовые краны, хранилища, резервуары с нефтью, а также разгромлены склады с вооружением, боеприпасами НАТО и ангары с техникой. Киев был уверен, что эти запасы из-за зерновой сделки находятся в безопасности. Я думаю, что эти удары не последние.
Василий Дандыкин напоминает, что, по сообщению Центра общественных связей ФСБ, в трюме сухогруза для перевозки зерна, который следовал из Турции в Ростов-на-Дону через Керченский пролив, нашли следы взрывчатки — динитротолуола и тетрила. В мае это судно стояло в украинском порту Килия, экипаж состоял из 12 граждан Украины. Через два месяца, в июле, в турецком порту Тузла на нем полностью сменилась судовая команда, сухогруз поменял название.
— Я думаю, что уже есть образцы взрывчатки, которая использовалась при атаке надводных беспилотников на Крымский мост. Взрывчатка, которую используют английские спецслужбы, как правило, повышенной мощности. Вполне возможно, что взрывчатые вещества, как и оружие, перевозились на иностранных гражданских судах на территорию Украины и раньше, когда работала зерновая сделка. И когда она уже сворачивалась.
Как говорит Василий Дандыкин, ситуацию на фронте ВСУ изменить уже не могут. Будут устраивать провокации и теракты.
— Чем всегда славились бандеровцы, которые действовали исподтишка. А ведь не раз подчеркивалось, что по Крымскому мосту военные грузы не идут. Я уверен, что будут еще ответные удары с нашей стороны, и не только по украинским портам. Мы еще не применяли сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, в барабане которого находится больше 10 ракет. Из дальней авиации у нас пока работают бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95.
Подводя итог, Владимир Шигин отмечает, что говорить о каком-то перемещении украинского зерна по воде уже не приходится.
— Что касается украинской железной дороги, «Укрзализницы», то она перегружена, у нее старый локомотивный состав. Киеву уже надо прекратить истерию, что Украина как великая сельскохозяйственная держава будет кормить весь мир.