По данным украинских военных, в ночь на 23 июля в атаке участвовали почти 20 российских ракет: 5 неуязвимых для украинской ПВО ракет «Оникс», выпущенных береговыми комплексами «Бастион», 3 авиационных ракеты большой дальности Х-22, 4 крылатых ракеты морского базирования «Калибр», 5 крылатых и 2 баллистические ракеты оперативно-тактического комплекса «Искандер».
Традиционно украинские ПВО отрапортовали, что сбили больше половины российских ракет. В основном - крылатые. В этом отношении украинским военным остается верить только на слово, доказательств, как всегда, не предоставлено.
Любая съемка о работе ПВО на Украине запрещена под угрозой ареста. Тем не менее, несколько моментов ночной работы ПВО над Одессой в соцсети попали.
Канал «Рыбарь», например, разместил видео с нештатным срабатыванием украинских средств ПВО этой ночью: зенитная ракета не смогла набрать высоту и попала в жилой дом.
Утром появились кадры повреждения Спасо-Преображенского кафедрального собора Одессы. Украинские власти как всегда обвинила в этих повреждениях российские ракеты. Но специалисты эту версию разоблачили. Как отметили эксперты канала «Фронтовые заметки», «если бы это было прямое попадание ракеты, то от Собора в Одессе остались бы одни руины». «То, что мы видим на фото - явные последствия падения обломков. И результат работы украинской ПВО», - резюмирует канал.
Информресурс «Военный осведомитель» приводит еще одно ночное видео, на котором зафиксирован пуск зенитной ракеты, а вслед за этим вспышка возле кафедрального собора. «Благодаря этому видео нет сомнений в том, что украинская ПВО сегодня ночью нанесла удар по крупнейшему православному храму Одессы. Зачем?» - задает вопрос эксперт канала.
То, что комплексы украинской ПВО размещаются в городской застройке, известно давно. По этому поводу политолог Юлия Витязева замечает: «Весь центр Одессы - это сплошь памятники архитектуры, к которым Украина не имеет никакого отношения. Поэтому всем тем, кто отдает приказы сбивать ракеты над городом, глубоко наплевать, куда упадут обломки».
Среди целей, по которым наносились удары в ночь на 23 июля, кроме транспортных коридоров для доставки западного оружия на Украину, был аэродром Школьный, откуда запускаются беспилотники, атакующие Крым. Атакованы также были военные объекты в Николаевской области. Судя по всему, результативно, поскольку сообщается о пожарах, взрывах и детонации боеприпасов.
Нашим ударам по военным объектам на юге Украины после теракта на Крымском мосту украинская ПВО помешать не смогла. Действовала она явно неэффективно, поражая в основном свои же объекты. Западных комплексов ПВО, в отличие от противовоздушных боев в Киеве, замечено не было. В ход идут советские комплексы С-300, которым более 30 лет. Почему?
- Здесь, я думаю, два фактора работают, - говорит Сергей Хатылев. - Во-первых, основные силы ПВО и лучшие зенитные расчеты Украина, естественно, сосредоточила на тех направлениях, где мы раньше их чаще атаковали. Например, в Киеве и на направлении главного удара наступления. Там в основном сконцентрированы иностранные комплексы ПВО.
Киев очень рассчитывал, что зерновая сделка будет продлена и Россия не будет бить по военным объектам в Одессе. Но Зеленский просчитался. Отчего сейчас в Киеве истерика.
Позавчера, кстати, выступал Зеленский и поставил задачу усилить противовоздушную оборону Одессы и южного направления. Значит, что-то они сейчас будут предпринимать.
Второй фактор – это расход ракет. Их количество у Украины ограничено. Поэтому ВСУ пытаются, так сказать, экономить, не применять импортные зенитные комплексы.
Они прекрасно понимают, что да, мы на юге-то сейчас поработаем, но основные действия все равно будут разворачиваться на тех фронтах, где идут главные боевые действия.
Можно сказать, что мы применили хороший тактический ход и учли то, что Украина ослабила свою ПВО на юге. Это нам значительно помогло в нанесении ударов по военным объектам, чтобы перерезать пути доставки западного оружия из Румынии и Болгарии на Украину.