Например, в малых городах и селах не хватает педагогов. Откуда их взять? Создать специальный кадровый резерв — с таким предложением к президенту обратилась педагог детского сада Кристина Копотилова. Несколько лет назад девушка отучилась в мастерской управления и теперь точно знает, как помочь своей отрасли.
— Я так понял, что в детском саду вы уже не работаете? — уточнил Владимир Путин. Кристина ответила, что очень даже работает, методистом — как и до учебы. Правда, за это время она еще успела стать наставником и провела два форума для педагогов. В общем, качественный скачок от простого воспитателя до управленца с государственным мышлением налицо.
Геймдизайнер Анна Козлова обратилась к президенту с предложением создавать отечественные игры на «родном» движке. Разработчица компьютерных игр призналась, что ее даже с мужем свела компьютерная игра и их сын научился в пятилетнем возрасте бегло читать благодаря видеоиграм. Так что игра сегодня — это не про стрелялки и компьютерные монстры. Игры вполне могут быть и правильными, в духе российских ценностей, разумеется.
— Игра — это не игрушечное дело, — отметил Путин. — Это миллиардный бизнес. Это должно быть на стыке искусства и образования. Игра должна воспитывать человека в рамках патриотизма. Не квасного, а в широком смысле.
Вице-премьеру Дмитрию Чернышенко идея развивать российские видеоигры тоже пришлась по душе. Он заявил, что игровая индустрия развивается такими темпами, что уже обогнала кино и музыку. В общем, скоро вообще ничего не будет. Одни сплошные видеоигры.
— 23 процента граждан играет. Главный вопрос, в какие игры мы играем. Российских движков пока нет, — посетовал вице-премьер. Но пообещал, что скоро дело с мертвой точки сдвинется.
Самую драматичную историю президенту поведал победитель второго сезона конкурса «Лидеры России» Илья Штокман. После победы в конкурсе он стал работать первым замглавы Нижнего Новгорода. А начинал когда-то простым грузчиком в пекарне.
— Пекарня — это неплохо, — с улыбкой сказал Путин. — Я, когда студентом был, подрабатывал. Мешки грузил на железнодорожной станции. Но мне это дело не понравилось.
Осенью прошлого года, когда в России началась частичная мобилизация, Илья Штокман принял новый вызов — отказался от брони и ушел в армию. Он и на заседание к главе государства пришел в полном воинском обмундировании.
— Это удивительная история. Просто удивительная, — задумчиво произнес президент. — В ней часть истории страны отражается, поиск страной своего места. Вы пришли к самому главному в этом поиске. Это посвящение себя своей стране.
Еще одна не менее трогательная история про поиск себя и карьерный путь, который пролегает через зону боевых действий, у француженки Кристель Неан. Она журналистка, в 2016 году уехала из Франции в Донбасс. Сначала журналистка работала в донецком новостном агентстве, но с 2018 года, после того как редакцию распустили, трудится одна. Путину она принесла идею создания единого медийного ресурса, который позволит объединить всех пророссийских западных журналистов.
— Сейчас мы как отдельные пальцы. А будем как кулак, — сказала Кристель Неан.
Что касается того, что пишет европейская пресса, то тут все просто, — считает глава государства:
— Люди на Западе боятся правды. Но у нас много друзей в европейских странах. Люди думают как мы, но за них думают другие и навязывают им свои стереотипы поведения, — уверен глава государства.
Зато в России за людей даже искусственный интеллект думать не будет. В этом убежден 21-летний айтишник Егор Сечинский. С 18 лет парень руководит собственной компанией, которая занимается разработками в сфере ИИ.
— Мы создали игру про инженеров будущего, создали более 50 проектов и три сервиса на основе искусственного интеллекта. Три года назад я бы не поверил, что буду руководить, но в России это возможно, и молодым здесь дают дорогу. Я должен сказать, что ИИ не отнимет работу у специалистов. Он занимается рутиной. Так что это страшилки, что ИИ заменит человека, — успокоил Егор Сечинский.
— Герман Оскарович, искусственный интеллект вас заменит на посту председателя Сбера? — пошутил Путин. Греф ответил, что явно не при его жизни, но все к этому идет.
— Вот видите, с такими людьми прогресс невозможен. Все будет тормозить, — продолжил шутить президент.
Но вот финансы в развитие ИИ вливаются отнюдь не шуточные. Герман Греф рассказал, что ежегодно в технологии машинного разума инвестируется по миллиарду долларов. Возвращает ИИ порядка трех миллиардов. Тоже долларов.
— Масштаб серьезный, — заключил Владимир Путин, — поэтому все усилия в этом направлении должны быть поддержаны. За этим абсолютное будущее. По степени важности для страны это не менее важно, чем атомный или ракетный проект Советского Союза.