В Госдуму внесен законопроект об уголовной ответственности за оправдание экстремистов: детали

До пяти лет колонии

В Госдуму внесен законопроект о введении уголовной ответственности за оправдание экстремизма. Максимальное наказание за «публичное признание идеологии и практики экстремизма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании», предложенное авторами - до пяти лет лишения свободы. Верховный суд поддержал инициативу, правительство - тоже, но с оговорками.

До пяти лет колонии
Фото: duma.gov.ru

Законопроект подписала группа депутатов-единороссов, среди них - два вице-спикера (Анна Кузнецова и Петр Толстой) и главы комитетов по обороне (Андрей Картаполов) и безопасности и противодействию коррупции (Василий Пискарев). Работа над текстом шла более полугода.

В Уголовном кодексе давно есть статья 280, которая карает за «публичные призывы к экстремистской деятельности»: минимальное наказание - от 100 до 300 тысяч рублей штрафа, максимальное - до 4 лет лишения свободы с запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. То же самое, но в Интернете, уже не позволяет отделаться штрафом: принудительные работы или до пяти лет лишения свободы. Так вот, авторы законопроекта хотят по этой статье наказывать ещё и за «публичное оправдание экстремизма или пропаганду экстремизма», наказания оставив те же самые.

Чтобы объяснить, за что будут сажать, статью 280 предлагается сопроводить примечанием. Оправдание, следует из текста законопроекта - это "публичное заявление о признании идеологии и практики экстремизма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».

А пропаганда - «деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица идеологии экстремизма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления экстремистской деятельности».

В пояснительной записке говорится, что направлено всё это «на предупреждение проявления радикализма, профилактику экстремистских и иных преступных проявлений, прежде всего среди несовершеннолетних и молодежи». Упоминается и Стратегия национальной безопасности РФ, утвержденная указом президента.

«Этот законопроект – наша реакция, в том числе, на пропаганду так называемого «массшутинга» - массовых убийств в учебных заведениях и детских садах. Оправдание подобных страшных преступлений и попытка представить их «модными» в молодежной среде через интернет и соцсети – крайне опасная тенденция. Нами фиксируются и другие попытки публично оправдать различные экстремистские движения и проявления. Принятие предлагаемых поправок будет способствовать эффективной борьбе с этим злом и защите безопасности России»,- считает один из авторов, г-н Пискарев.

Но что такое «экстремизм», оправдание или пропаганда которого могут стать преступлением? В действующем законе «О противодействии экстремистской деятельности» это понятие включает в себя целых 13 определений. Тут и «насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности РФ», и «публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность», и возбуждение и пропаганда социальной, расовой, национальной или религиозной розни и совершение преступлений по такого рода мотивам… А также «воспрепятствование законной деятельности» органов власти, избиркомов, общественных или религиозных объединений, «соединённое с насилием либо угрозой его применения»; использование нацистской символики или атрибутики, или символики экстремистский организаций, распространение «заведомо экстремистских материалов», финансирование любого из перечисленных выше деяний или оказание «экстремистам» любой другой помощи. И т.д., и т.п….

Адвокат Алексей Михальчик в разговоре с «МК» напомнил, что в УК «есть несколько норм, которые давно вызывают широкую дискуссию - к таким статьям относятся и предусматривающие ответственность за высказывание мнения, однажды эта дискуссия привела, что редко бывает, к смягчению закона – ч.1 ст. 282 УК РФ (о возбуждении ненависти либо вражды - «МК».) была декриминализирована». 

Но в данном случае, считает адвокат, «мы наблюдаем дрейф в обратную сторону»: преступными станут действия, которые ранее преступлением не являлись». К примеру, на данный момент обсуждение некой условно «экстремистской» идеологии или идеологов все же допустимо, но внесенный законопроект очевидно предполагает наказывать за некое комплиментарное обсуждение действий персон, которые признаны или могут быть признаны «экстремистскими», объясняет г-н Михальчик: по опыту применения другой статьи УК, о публичном оправдании терроризма, можно предположить, что «в зону риска попадают любые комментарии общественно-значимых событий», а под ударом могут оказаться «как люди пишущих профессий, так и все остальные активные пользователи социальных сетей».

И, хотя уголовный закон обратной силы не имеет, «надо отметить, что зачастую суды оценивали тексты, размещенные в интернете, как продолжаемое преступление - без учета того, что на момент постинга их содержание не предусматривало уголовной ответственности», предупреждает адвокат.

Верховный суд, «принимая во внимание направленность» инициативы, поддержал её без замечаний. В официальном отзыве правительства отмечается: то, что предлагается считать пропагандой экстремизма или публичным его оправданием, уже сейчас в принципе можно наказывать по другим статьям УК, наказывающим за производство и распространение экстремистских материалов, публичные призывы к сепаратизму, возбуждение ненависти или вражды, например, что может привести «к трудностям при их разграничении на практике». Но законопроект тем не менее кабинет министров поддержал - «при условии его доработки».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29073 от 19 июля 2023

Заголовок в газете: 13 оттенков экстремизма

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру