В понедельник Эрдоган прибыл в саудовский город Джидда на берегу Красного моря. Там прошли встречи с королем Сальманом бен Абдулазизом и влиятельным в государстве наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом. В поездке “турецкого султана” сопровождает многочисленная свита. В нее входят влиятельные бизнесмены, инвесторы и члены правительства, всего около 200 человек.
Главную цель своей поездки в три арабские монархии за раз турецкий лидер не скрывает. “Во время визитов нашей основной повесткой дня будет совместная инвестиционная и коммерческая деятельность с этими странами в предстоящий период”, - сказал Эрдоган перед отъездом. По его словам, двусторонняя торговля со странами Персидского залива выросла с 1,6 млрд долларов примерно до 22 млрд долларов за последние 20 лет. Суммы очень немаленькие, позволяющие смотреть в будущее с умеренным оптимизмом. Наверное, так считает и сам президент, подчеркнувший: “С организацией бизнес-форумов мы будем искать способы продвинуть эту цифру еще дальше”.
Глава совета по внешнеэкономическим связям Турции Наиль Олпак добавляет: в результате власти страны надеются получить быстрое финансирование из Эр-Рияда, Дохи и Абу-Даби. Исчерпание государственных резервов на фоне продолжающегося экономического кризиса привело к тому, что в инвестициях возникла острая необходимость.
Как писала турецкая ежедневная газета Hürriyet, в ходе встреч с главами монархий и местными бизнес-элитами Эрдоган надеется подписать инвестиционные соглашения на сумму в более чем 50 млрд долларов. Предполагается, что они будут включать в том числе сделки по приватизации государственных активов Анкары, а также дальнейшее сотрудничество в сфере оборонной промышленности. В марте Саудовская Аравия уже вносила в центральный банк Турции 5 млрд долларов. Кажется, теперь ничто не мешает Эр-Рияду, крупнейшему экспортеру нефти в мире, увеличить влияния в турецкую экономику в 10 раз. Было бы желание.
Громкие контракты не заставили себя долго ждать. Уже 18 июля стало известно о том, что власти Саудовской Аравии приняли решение приобрести турецкие военные беспилотники Bayraktar TB2. Из распространенного утром во вторник заявления компании Baykar, их производителя, следует: соглашение предполагает сотрудничество в передаче технологий и совместное производство. За церемонией подписания сделки наблюдали прибывший накануне Тайип Эрдоган и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман, передает информационное агентство Saudi Press Agency.
Напомним, Bayraktar - это ударный оперативно-тактический средневысотный БПЛА, активно применявшийся в вооруженных конфликтах последних лет. И хотя его репутация за полтора года несколько пошатнулась - достаточно вспомнить, например, что российская армия научилась эффективно сбивать “байрактары” в зоне СВО - беспилотник остается хорошо разрекламированным вооружением.
Желание продать саудитам Bayraktar понятно. Несмотря на то что стоимость сделки не разглашается, нетрудно спрогнозировать: она, скорее всего, составляет не менее сотен миллионов долларов. В Анкаре будут рады возможности пополнить бюджет на столь внушительную сумму, тем более, если это позволит дополнительно улучшить отношения с Эр-Риядом, пережившие кризис после убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги саудовскими агентами в консульстве королевства в Стамбуле. Тогда турецкие власти организовали расследование преступления, а его подробности попали в международные СМИ, что вызвало сильное неудовольствие наследного принца Мухаммеда бен Салмана.
Но с тех пор отношения, по информации канала Al Jazeera, вроде бы пошли на поправку: Эрдоган приезжал в Саудовскую Аравию в апреле 2022 года, Мухаммед нанес ответный визит в прошлом июне. Выгодное же оборонное соглашение способно перевести Анкару и Эр-Рияд из разряда соперников с пошатнувшимся доверием друг к другу, в разряд практически союзников. Получается, одним выстрелом турки попытались убить двух зайцев. Не надо забывать и то, что совладельцем компании Baykar, производящей “байрактары”, является зять Эрдогана Сельчук Байрактар. Ну как не порадеть родному человечку?
Возникшее у Эр-Рияда желание купить Bayraktar тоже понятно. Как написал министр обороны страны принц Халид бен Салман бен Абдель Азиз Аль Сауд в соцсети во вторник: “Саудовская Аравия приобретет беспилотники с целью повышения боеготовности вооруженных сил королевства и укрепления его оборонных и производственных возможностей”. Уже много лет королевство активно вооружается и к американским образцам вооружения не прочь добавить турецкие.
Оценивая начавшийся тур Эрдогана, специалисты отмечают его своевременность и выгоду, которую могут извлечь турецкие власти. “Визит Эрдогана в страны Персидского залива после критических выборов, проведенных в самой Турции, отражает важность стран Персидского залива в турецкой внешнеполитической повестке дня”, - сказал в интервью информационному агентству Agence France-Presse Синем Ченгиз, исследователь из Университета Катара.
“Растущий интерес стран Персидского залива к инвестициям в различные секторы является стимулом для Турции, которая пытается увеличить экспорт, чтобы облегчить свои экономические проблемы”, - сказал эксперт по отношениям между странами Персидского залива и Турцией.
Следующие пункты назначения в маршруте турецкого лидера - Катар и ОАЭ. Ожидается, что там будут подписаны не менее важные соглашения между странами. Говоря о визите Эрдогана в Доху, посол Катара в Турции выразил уверенность, что поездка “укрепит сотрудничество”. Шейх Мухаммед бин Насер бин Джассим Аль Тани заявил в интервью турецкому агентству Anadolu подчеркнул: “Этот визит является важным показателем прочных отношений, которые связывают Турцию и Катар”, отметив, что повестка дня визита Эрдогана в Доху будет включать расширение инвестиций между двумя странами.
Тур Эрдогана по странам Персидского залива стал вынужденной мерой на фоне продолжающей ухудшаться экономической ситуации. В понедельник Reuters сообщало о том, что в июне дефицит бюджета Турции увеличился до 219,6 млрд лир. Правда, если перевести в доллары, то на первый взгляд покажется, что все не так страшно - какие-то 8,37 млрд долларов. Однако этот показатель в 7 раз превышает дефицит годом ранее! Получается, что растет он в геометрической прогрессии.
Также, по информации Казначейства, исключающий выплаты процентов первичный дефицит увеличился на порядок - с 18,29 млрд лир до более чем 182 млрд. И, по итогам первого полугодия 2023 года, бюджет проседает уже на 483 млрд лир. Чего же в таком случае стоит ожидать к следующему лету? Этим вопросом явно задаются в турецком правительстве. Неслучайно государственные СМИ недавно сообщили, что учреждением рекомендовано пересмотреть расходы, сокращать бюрократию и эффективно использовать ресурсы.
Но с помощью одной лишь рационализации государственных трат накопившиеся финансовые проблемы не удастся. Вот Эрдоган и решил сменить экономический курс. Так, в июне новый глава Центробанка Хафизе Гайе Эркан подняла ключевую ставку почти в 2 раза после многолетней политики отказа от высокой стоимости кредита и сильной лиры. А сам президент вскоре отправился за многомиллиардными инвестициями в монархии Персидского залива. Будут ли по итогам визита заключены новые громкие сделки, подобные соглашению по Bayraktar, и увенчаются ли успехом мероприятия по спасению турецкой экономики, скоро увидим.