Эрдоган начал новую игру вокруг Швеции и НАТО: все не так однозначно

«Пока Анкара не вытрясет максимум из Альянса, она не успокоится»

Случилось то, чего многие ожидали, хотя и не так скоро. В понедельник генсек НАТО Столтенберг заявил: Турция согласилась поддержать заявку Швеции на вступление в блок. В ответ на это Стокгольм будет содействовать интеграции Анкары в ЕС, процессу отмены санкций и либерализации визового режима. Две страны также условились создать двусторонний механизм безопасности. Разбираемся, только ли это могло повлиять на решение Эрдогана и каковы реальные перспективы у шведов присоединиться к НАТО.

«Пока Анкара не вытрясет максимум из Альянса, она не успокоится»
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган с президентом Европейского совета Шарлем Мишелем на полях саммита в Вильнюсе

Проблема курдских группировок (которые турецкая сторона признает террористами), неоднократные акции с сожжением Корана в Швеции – все это, что объяснимо вызывало болезненную реакцию Анкары, похоже, ушло в прошлое. В понедельник на трехсторонней встрече Эрдогана, Столтенберга и шведского премьер-министра Ульфа Кристерссона Анкара «согласилась как можно скорее направить протокол о присоединении Швеции в Великое национальное собрание Турции и работать над этим» в тесном контакте с парламентом.

Как подчеркивает CNN, это заявление представляет собой ошеломляющий разворот со стороны президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который ранее в понедельник предположил, что Швеция может присоединиться к альянсу только после того, как Турция будет принята в Европейский союз.

Столтенберг отметил, что Стокгольм и Анкара «тесно сотрудничали, чтобы решить законные проблемы безопасности Турции»: «В рамках этого процесса Швеция внесла поправки в свою конституцию, изменила свои законы, значительно расширила свое сотрудничество в борьбе с терроризмом против РПК (Рабочая партия Курдистана. – «МК») и возобновила экспорт оружия в Турцию».

В заявлении по итогам встречи утверждается, что две страны договорились продолжать сотрудничество в борьбе с терроризмом, и НАТО учредит нового специального координатора в этой области. Швеция и Турция «также договорились активизировать экономическое сотрудничество». Этот пункт будет осуществляться, как отмечает новостной сайт Haberler.com, через Совместный турецко-шведский комитет по экономике и торговле (JETCO).

Подчеркивается, что два государства будут искать способы максимизировать возможности для увеличения двусторонней торговли и инвестиций: «Швеция будет активно поддерживать усилия Турции по обновлению Таможенного союза Турция - ЕС и активизации процесса членства в ЕС, включая либерализацию визового режима».

Кроме того, Стокгольм «будет активно поддерживать усилия по активизации процесса вступления Турции в ЕС».

Несмотря на то что Столтенберг напрямую не связал обещание США поставить Турции истребители F-16 с договоренностью по Швеции, этот факт тоже нельзя упускать из виду.

Американские СМИ прямо пишут, что официальные лица Вашингтона усилили давление на своих коллег в Анкаре за несколько дней до саммита НАТО. Байден разговаривал с Эрдоганом, когда тот летел на борту Air Force One в воскресенье. Советник США по национальной безопасности Джейк Салливан беседовал в понедельник с официальными лицами Турции и Швеции в рамках подготовки к саммиту в Вильнюсе. Госсекретарь США Энтони Блинкен трижды в течение пяти дней общался с министром иностранных дел Турции Хаканом Фиданом, в том числе в понедельник утром.

Учитывая особый характер турецкой политики, мало верится, что Эрдоган лишь из-за обещания Стокгольма содействовать процессу интеграции республики в ЕС принял решение распахнуть для Швеции ворота Североатлантического альянса. Как ни крути, Анкара своего не упустит (границы своих интересов республика очерчивает четко), а поэтому здесь могут скрываться какие-то более глубокие причины. Так что еще могли пообещать Анкаре?

– Есть определенные ожидания со стороны Турции: как минимум выдача боевиков YPG (курдские Отряды народной самообороны. – «МК»), – поясняет политолог Камран Гасанов. – Еще год назад стороны об этом договорились. Во-вторых, об Турция ждет ясных перспектив по поводу вступления в Евросоюз. Причем не только поддержки со стороны Швеции (один ее голос не решающий), а всего ЕС.

Здесь я вижу ситуацию, как говорят на Востоке, баш на баш: вы принимаете нас в Евросоюз, а мы принимаем Швецию в НАТО. Показательно, что Эрдоган открыто об этом заявил, последнее слово здесь за Анкарой. Думаю, пока не будет процесса евроинтеграции, хотя бы в виде расширения таможенной зоны, вступления Швеции в Альянс не случится.

Надо еще понимать, что Эрдоган в хорошем смысле слова любит поторговаться. Более чем уверен, что Турция хочет получить и обещанные США истребители F-16, из-за страдающей экономики нужны дополнительные инвестиции.

Со своей стороны Анкара тоже пошла на определенные уступки: повысила ключевую ставку, назначила главу ЦБ, которая дружит с МВФ… Думаю, до членства Швеции в Альянсе еще далеко. Пока Турция не вытрясет максимум из НАТО, она не успокоится.

– Сам процесс приема в блок тоже не очень быстрый…

– Не сказал бы, что процесс долгий. Когда им надо, они очень быстро принимают новых членов. Например, из Восточной Европы они сразу приняли 7-8 стран. Или возьмите ситуацию с Финляндией. Вопрос Швеции просто более чувствительный для Турции с точки зрения курдских боевиков. Финляндия была своеобразным авансом, чтобы совсем не испортить отношения с НАТО.

– Получается, назначение специального координатора по борьбе с терроризмом (как выразился Столтенберг, впервые в истории Альянса) – это шаг в угоду Анкаре, чтобы она одобрила «шведский вопрос»?

– Да, это имитация бурной деятельности. Они же все равно выдали часть боевиков, чтобы показать, что они не игнорируют, а учитывают чаяния Турции. Но до полной победы здесь еще далеко.

– Вы допускаете, что для Стокгольма в ближайшее время вопрос может не решиться?

– Думаю, он будет затягиваться. Предстоит подождать несколько лет, прежде чем Швецию примут в НАТО, если не будет какого-то срединного варианта, когда Турции дают углубленное таможенное партнерство, F-16, финансовую и экономическую поддержку.

Но тут и Запад, мне кажется, не хочет прогибаться под Эрдогана. И заявления Столтенберга, что договоренность никак не связана с евроинтеграцией, тоже демонстрируют надменность со стороны НАТО, мол, «наша позиция первостепенна».

То, о чем упомянул эксперт, действительно звучало, и не только из уст Столтенберга. На брифинге для журналистов 11 июля помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан также заявил, что вопрос членства Турции в ЕС не связан со вступлением Швеции в НАТО.

Глубинно у Турции осталось много неосуществленных требований, а поэтому «шведский кейс» вполне может быть очередным компромиссом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29068 от 12 июля 2023

Заголовок в газете: Баш на баш

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру