Пройдя через Кутафью башню и Троицкий мост, колонны военнослужащих следовали на Соборную площадь, где размещались между Архангельским и Успенским соборами. Рядом с третьим собором, Благовещенским, а точнее у крыльца Грановитой палаты, высился небольшой постамент, к которому с крыльца спускалась алая ковровая дорожка. Владимир Путин такую дислокацию использовал впервые. Однако за время своей истории Красное крыльцо неоднократно становилось свидетелем знаковых событий, напрямую связанных с верховной властью. Именно здесь стояли цари, чтобы их мог видеть собирающийся на площади народ. Отсюда православным раздавали царскую милостыню и сюда же подходили к царской ручке бояре и послы. Во время стрелецкого бунта 1682 года юный Петр I смотрел с крыльца, как бунтовщики убивают его близких родственников. И именно здесь Иван Грозный, по преданию, вонзил посох в ногу посланца предавшего его князя Курбского. В общем, какой период истории ни возьми, аналогии напрашиваются чуть ли не прямые.
Дмитрий Песков, в свою очередь, пояснил, что Соборная площадь была выбрана в силу своей вместительности. По официальным данным, в церемонии приняли участие около 2 тыс. бойцов. Их сопровождали не только командиры, но и высшие начальники: министр обороны Сергей Шойгу, глава Росгвардии Виктор Золотов, директор ФСБ Александр Бортников, присутствие которых явно свидетельствовало о том, что никаких отставок в силовом блоке в ближайшее время не ожидается. Это, как любят говорить в Кремле, «ультраэмоциональные заявления» и домыслы диванных политологов.
Увереннее всех в сложившейся ситуации выглядел и ощущал себя глава Росгвардии Виктор Золотов. Он не только охотно согласился пообщаться с журналистами, но и наговорил в итоге чуть ли не больше самого Лукашенко. Золотов пояснил, что «вагнеровцы» смогли беспрепятственно занять некоторые города, так как все силы были сконцентрированы на подступах к Москве. «Потому что, если разбрасывать группировки, они («вагнеровцы») прошли бы как нож сквозь масло», — рассказал он. Однако уже на подступах к Липецкой области «стало ясно, что мы победим». «Они подошли бы к Москве, но Москву бы они не взяли точно», — заверил глава Росгвардии, отметив, что весь личный состав готовился стоять насмерть — «даже заначки свои женам отдали, о чем потом пожалели». Золотов также озвучил мысль, давно витающую в воздухе, которым дышат в верхах: мятеж был «инспирирован Западом и наложился на амбиции Пригожина».
Владимир Путин спустился по Красному крыльцу под звуки военного оркестра и сразу подошел к микрофону. Если накануне вечером адресатами его выступления были главным образом бойцы ЧВК «Вагнер», которых президент поблагодарил за то, что они «не пошли на братоубийственное кровопролитие» и «остановились у последней черты», то на этот раз Путин обращался к регулярным частям. «Вы защитили конституционный строй, жизнь, безопасность и свободу наших граждан. Уберегли нашу Родину от потрясений, фактически остановили гражданскую войну. <…> Благодарю вас за отвагу и за доблесть, за верность народу России», — сказал ВВП.
Позднее Путин провел отдельную встречу с летчиками и там развил свою мысль о реальной опасности гражданской войны. Он отметил, что «всегда и везде» после вооруженных мятежей наступают хаос и гражданское противостояние. «Вот что вы предотвратили! Вот в чем была ваша роль», — объяснил военнослужащим, а заодно и всей стране, президент, указав, что такой ситуацией обязательно воспользовался бы противник. И тогда многие боевые достижения, достигнутые за время СВО, были бы утрачены. «Но вы этого не допустили», — подчеркнул ВВП.
За несколько минут своего выступления президент трижды упомянул про свои разговоры с Сергеем Шойгу — все они касались поддержки военнослужащих. Семьи погибших летчиков будут окружены заботой и вниманием, выжившие — отмечены боевыми наградами и должностями. «Я уже говорил министру и хочу повторить еще раз: из тех, кто проявляет себя должным образом на боевой работе, должен формироваться костяк руководства Вооруженных сил РФ», — заявил Путин.
Что касается ЧВК «Вагнер», то она, как оказалось, была не совсем частной: содержание этой компании, по словам ВВП, «полностью обеспечивалось государством». За год на денежное содержание и стимулирующие выплаты из бюджета выделили свыше 86 млрд руб. Еще 110 млрд с гаком составили страховые выплаты. При этом собственник «Вагнера», компания «Конкорд», параллельно заработала 80 млрд руб. на поставках продуктов в армию. Озвучив эти цифры, Путин прозрачно намекнул, что Пригожину расслабляться еще рано — на горизонте уже маячит новое уголовное дело. «Надеюсь, в ходе этих работ (поставок продуктов) никто ничего не украл. Или, скажем так, украл поменьше. Но, безусловно, мы будем с этим всем разбираться», — предупредил президент.
Александр Лукашенко, в свою очередь, подтвердил, что Евгений Пригожин уже прибыл в Беларусь — «какое-то время перекантоваться». Под лагерь «вагнеровцам» уже выделили одну из заброшенных частей. Содержать себя они должны сами. Впрочем, Лукашенко дал понять, что возможны переговоры о присоединении ЧВК в каком-то формате к белорусской армии — якобы министр обороны Беларуси выразил такое пожелание.
Рассказывая о деталях своих «миротворческих» переговоров с Пригожиным, батька сообщил, что у Путина номера телефона хозяина ЧВК не оказалось, связь устанавливали через Юнус-бека Евкурова, первые 30 минут разговор шел на матерном языке, а решающей оказалась угроза перебросить белорусскую бригаду на защиту Москвы. Вместе с тем Лукашенко призвал не делать из него (а также из Путина) героев. «Потому что мы ситуацию упустили. А потом думали, что рассосется. Не рассосалось», — резюмировал он.