Неожиданный для всех демарш Пригожина, конечно же, стал жестким ударом для наших планов в СВО. Штурмовики обещали 5 августа вернуться из полевых лагерей на фронт, и в этой связи многие эксперты уже начали гадать, где они могут объявиться — в Харькове, Запорожье или Николаеве. Но, видно, не судьба. Придется нашей армии обходиться своими силами.
Ну, а ЧВК, судя по всему, пропишется теперь в Белоруссии. Во вторник Минобороны РФ сообщило о том, что началась передача тяжелой военной техники ЧВК «Вагнер» (скорее всего, речь о танках и самоходках) военному ведомству.
ВСУ, похоже, не воспользовались шансом, который мог подарить им мятеж, если бы продолжался еще несколько дней, и остались пока на прежних позициях. Запад снова обрушился с критикой на тактику ВСУ. Так, издание The Washington Post подсчитало, что если ВСУ продолжат наступать такими же темпами, то им понадобится 16 лет для достижения своих целей.
Как сказал «МК» военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков, встряска внутри России на фронтовой обстановке сказалась мало.
- Попытка мятежа и отъезд ЧВК «Вагнер» в Белоруссию не повлияли в целом на боевую обстановку, несмотря на то, что противник пытался воспользоваться ею достигнуть хоть какого-нибудь тактического успеха, - сказал он. - Можно уверенно говорить, что наши позиции оказалось непоколебимы, равно как и централизация управления боевыми действиями.
Противник надеялся, что внутренние события позволят ему достичь каких-то результатов, но надежды не оправдались. К тому же то, что произошло в России, оказалось неожиданностью и для украинского командования, вернее, для его кураторов - американцев и британцев. Они, конечно, очень хотели, чтобы ситуация переросла в кровавый гражданский конфликт. Эти расчёты не оправдались.
Но в то же время нужно понимать, что противник по-прежнему готовится ко второму этапу наступления, с большой надеждой, что ему удастся сделать что-то, что будет зачтено во время вильнюсского саммита НАТО.
По словам эксперта, на линии боевого соприкосновения идут бои локального значения. При этом противник не добивается результатов и несёт существенные потери, а российская армия готовится к отражению второго этапа наступления ВСУ. Остается открытым вопрос — бросит ли Зеленский в бой свои последние резервы. По некоторым оценкам у противника осталось пять свежих бригад на западной технике.
- Я думаю, что у Киева нет выхода. Противник пытается избежать этой ситуации, потому что потери боеспособных частей могут сказаться в целом на ситуации в стране. Но от него требуют результатов, причем не каких-то там взятых деревень, а, например, выхода к Крыму и Азовскому морю. По мысли Запада, только это заставит Россию сесть за стол переговоров.
По словам Леонкова, киевскому режиму необходим внушительный результат, то что «невозможно локализовать и нивелировать».
- Я такую цель называл, и она все чаще звучит в заявлениях, в том числе военных специалистов из стран НАТО - это Запорожская АЭС, - сказал эксперт. - Это единственная значимая цель, с помощью которой можно попытаться нас шантажировать. Либо захватить, либо попытаться уничтожить, и с этого тоже поиметь какие-то дивиденды в информационном или военно-техническом плане. Потому что сейчас уже ясно: не осталось ни одного тяжкого преступления, на которое режим Зеленского не пошел бы.
«МК» также побеседовал с бывшим офицером армии США Станиславом Крапивником. По словам этого военного эксперта, вооруженный мятеж и отъезд Пригожина в Белоруссию радикальных изменений в зоне СВО не принесут.
- Те бойцы «Вагнера», которые хотят продолжать воевать против нацистов, они подпишут контракты с Минобороны и станут частью армии. Большинство бойцов ЧВК «Вагнер», я думаю, останутся и продолжит воевать. Об этом свидетельствует и тот факт, что до трети бойцов отказались участвовать «в походе на Москву», не захотели участвовать в этой авантюре... Кроме того нужно понимать, что Пригожин не командир — он бизнесмен. Да, у него есть команда военных, которая решала боевые задачи, но у него самого нет военного образования.
- Смогут ли штурмовики частной военной компании быть столь же эффективными в рядах регулярной армии?
- Будем говорить откровенно: ЧВК «Вагнер» несла очень большие потери по сравнению с остальными подразделениями. Их фирменная тактика - штурм группами по восемь человек.
У каждой группы только одна задача — пробиваться как можно дальше. После штурма, как правило, оставалось 1-2 человека, которые «накрывались» огнем противника. Затем в бой вступала следующая группа из восьми человек.
Я думаю, что у них проблем в регулярной армии не будет.
Даже те, кто сейчас поддерживают Пригожина, должны понимать: то, что он нес, - это чистой воды диктатура.
- Вооруженный мятеж мог сказаться на ситуации на фронте?
- Нас спасло то, что вооруженный мятеж был остановлен, иначе у нас были бы очень большие проблемы на Артемовском направлении.
- А что там было?
- Часть бойцов ЧВК «Вагнер» осталась на востоке города, и наши подразделения вместо того, чтобы участвовать в боях, были вынуждены их окружить и за ними, скажем так, приглядывать. Противник воспользовался этой ситуацией и стал двигаться вперед. Если бы мятеж не остановили, для ВСУ и для Запада это могло бы стать большим подарком.
- Есть ощущение затишья на фронте? Так ли это на самом деле?
- Бои идут, никакого затишья нет. Да, многие солдаты ВСУ отказываются участвовать в боях из-за огромных потерь, которые они понесли. Кроме того, чтобы дальше участвовать в наступлении, противнику необходимо реорганизоваться. Но украинцы в любом случае будут продолжать наступление, чего бы им это ни стоило. Есть приказ от хозяев, который необходимо исполнять. Зеленскому все равно, сколько человек в неделю он будет терять. Это биоматериал, который должен быть истрачен.
- Бросит ли Зеленский свой резерв из пяти не участвовавших ранее в боях бригад?
- У него не пять бригад, а больше. И да, он может решиться бросить подготовленный резерв. Дело в том, что к саммиту в Вильнюсе он должен показать хоть какие-то результаты.
На мой взгляд, он может попытаться забросить резерв под Херсон. Но там есть свои сложности, несмотря на то, что уровень воды спал. Та же техника, типа бронетранспортеров, у которых от шести до восьми колес, уже сможет проехать. А вот тяжелые бронемашины, которые им передали, типа MaxxPro, они просто сядут. Это будет конец.