Пока Пригожина и его попытку мятежа обсуждают во всём мире, возможная передислокация его подразделений в Белоруссию «подняла на уши» страны Прибалтики и НАТО, которые испугались от мысли о пребывании тысяч хорошо подготовленных и вооруженных до зубов бойцов рядом с Европой. Например, лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская заявила, что такая передислокация создаёт угрозу для безопасности Польши, Латвии и Литвы.
По мнению известного белорусского историка и политолога Вадима Гигина, забегать вперёд, загадывая, где окажется «Вагнер», преждевременно (сейчас идут слухи о том, что якобы для ЧВК начали строить полевые лагеря в Белоруссии, но никаких официальных подтверждений этого нет).
«Специфика разрешения данного кризиса заключается в том, что информация поступает очень дозированно, – говорит эксперт. – И главными источниками информации являются пресс-службы двух президентов – России и Белоруссии. Только им и можно доверять, поскольку вокруг уже гуляет много фейков и спекуляций.
Дмитрий Песков заявил, что Евгений Пригожин выдвинется в Белоруссию, но при это не шла речь о том, что вместе с ним выдвинется какое-либо подразделение. ЧВК «Вагнер» предложено заключать контракты с Министерством обороны, вливаться в состав вооруженных сил для продолжения борьбы на фронте.
Сложно говорить о том, в каком статусе будет Пригожин в Белоруссии, но в отношении любых ЧВК нужно заметить: в Белоруссии, как и положено, выстроена вертикальная систему управления национальной безопасностью.
Есть главнокомандующий - президент Республики Беларусь, есть силовые структуры, министерства и ведомства, и какой-то двойной лояльности в данном случае у нас нет и не предусматривается. Например, российско-белорусская военная группировка размещается на территории страны в соответствии с документами, подписанными на уровне союзных государств и протоколом использования группировки. То же самое касается и тактического ядерного оружия.
Поэтому и статус Пригожина, если об этом зайдет речь, должен быть вписан в ту систему, которая на протяжении многих лет выстраивалась в Республике Беларусь. Модель Александра Лукашенко, модель белорусского развития основана на управляемости, системности и вертикали власти»
Ещё раз повторю: давайте не спешить с выводам о том, что ЧВК будет размещаться на территории Белоруссии. Если что-то такое и будет, то уж точно не в том статусе, который имел «Вагнер».
Александр Лукашенко не допустит, чтобы на территории Белоруссии были какие-то формирования, территории, отдельные группы, которые не вписываются в общегосударственную систему. Это несовместимо с его характером как человека и политика и с моделью нашего управления и развития…
По мнению ведущего белорусского эксперта по вопросам обороны и военно-промышленного комплекса Александра Алесина, Евгений Пригожин не будет долго находиться в Белоруссии, оттуда его сразу направят в Африку. В интервью белорусским СМИ Алесин предположил, что Александр Лукашенко хочет поддерживать безопасность белорусского производства в Африке с помощью бойцов ЧВК. «Белоруссия – это окно для Пригожина, чтобы вернуться туда, где он лучше всего себя чувствует и зарекомендовал себя. Очевидно, он поедет в Африку, за пределы Белоруссии, ведь Лукашенко не терпит самотужных вооруженных формирований», – заявил Алесин.
О том, возможно ли у ЧВК белорусско-африканское будущее, «Московскому Комсомольцу» рассказал политолог Сергей Марков.
«Что касается будущего ЧВК «Вагнер», я не думаю, что она будет ликвидирована, а наоборот. Вместо одной ЧВК мы увидим две, – считает Марков, – Первая будет функционировать на базе того «Вагнера», который сражается на украинском фронте и покрыл себя славой в Бахмуте и других районах. Этот «Вагнер» будет постепенно переподчинён Министерству обороны, причём руководителями этого «Вагнера» станут те люди, которых «вагнеровцы» уважают. Например, генерал Суровикин.
Эта ЧВК будет в большей мере дисциплинирована, встроена в общие ряды, и потеряет возможность действовать политически самостоятельно, но сохранит славу и специфический стиль ведения боевых действий, который и помог приобрести эту славу.
Вторая может быть создана Пригожиным на базе тех структур, которые сейчас продолжают работать в некоторых странах Африки. Возможно, опыт ЧВК «Вагнер» в качестве площадки будет использован в Белоруссии.
Я думаю, что Александр Лукашенко был бы рад использовать силу «вагнеровцев» для подготовки белорусской армии. Если бы Лукашенко и Пригожин создали совместную глобальную компанию, подписали бы десятки контрактов с разными правительствами мира, это было бы для них очень хорошо.
Лукашенко ведь тоже крутой, он подавил путч, организованный польскими спецслужбами, и этот образ очень может пригодиться всем президентам стран Африки и Азии, которые всегда понимают, что есть некоторая угроза военных путчей против них».
Читайте материал «Что будет дальше с ЧВК «Вагнер»: названы три сценария»