"Указанные в обращении материалы 7 июня 2023 года направлены в Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московский Исследовательский Центр" для проведения психолого-лингвистического исследования, - сообщается в письме ГУ МВД на имя депутата Михаила Матвеева, одного из трех авторов тревожного сигнала. - По предварительной информации, исследование будет завершено в IV квартале 2023 года. Правовая оценка действиям Е.С. Лихачевой будет дана после завершения исследования, о чем Вы будете уведомлены".
Само обращение датировано 13 апреля. Адресовалось оно, правда, не ГУ МВД по Москве, а главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину. Очевидно, поисками компетентной инстанции и объяснятся столь долгий срок ожидания ответа.
Возмутили депутатов высказывания Лихачевой, сделанные 23 марта 2023 года в эфире телеканала RTVI. Самые возмутительные приведены в их жалобе: "В частности она сказала: "Я приверженец очень простой позиции: он сдох - всё, проехали". "Это Микки Маус". "У меня было три изображения Сталина. Один был куском мыла. Мы его смылили. Смылить Сталин - это круто, по-моему".
Но депутатам это "крутым" и забавным не показалось. Депутаты проявили себя достойными продолжателями дела товарища Сталина - в словах директора Пушкинского музея он разглядели целый заговор: "Оскорбляя И.В. Сталина, Лихачева, очевидно, выполняет заказ определенных реваншистских сил на искажение истории и нивелирование роли советского народа в победе над фашизмом... Особый цинизм действий Лихачевой подчеркивает ее должностное положение, она является директором государственного Пушкинского музея, в связи с чем и обстоятельства ее назначения нуждаются в тщательной проверке".
По мнению парламентариев, высказывания депутата "подлежат правовой оценке с позиции ч.3 ст. 354.1 УК РФ, поскольку... были совершены публично... касались участника Великой Отечественной войны, Верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР, чем выражали явное неуважение к обществу, оскорбили память Сталина И.В. как защитника Отечества, унизили честь и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, вызвав негодование среди общественности, ветеранов".
Для справки: соответствующая статья УК называется "Реабилитация нацизма". Преступления, предусмотренные частью 3 этой статьи. - в их числе "оскорбление памяти защитников Отечества либо унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, совершенные публично" - в самом тяжелом случае караются тремя годами лишения свободы.
И это еще не все: принципиальные депутаты "шьют" директрисе также статью 213 ("Хулиганство"), ибо "свои действия Лихачева совершила умышленно, грубо нарушив общественный порядок, выражая явное неуважение к обществу, совершенное по мотивам политической, идеологической ненависти и вражды".
Каким видится исход этого поистине исторического разбирательства? Прогнозирование в нашу бурную эпоху - занятие неблагодарное и совершенно бесперспективное. Жизнь всякий раз оказывается богаче наших представлений о ней. Единственное, о чем можно судить достаточно определенно: своей след в истории это дело, безусловно, оставит.
Особенно ярким, понятно, он будет, если делу будет дан ход, если негативные оценки личности и деятельности Сталина будут признаны "унижением чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны". В этом случае перед поклонниками товарища Сталин откроются такие перспективы, что просто захватывает дух. Как говорил герой популярной советской комедии, "сядут усе". В смысле - все те, кто считает товарища Сталина не столько ветераном, сколько преступником.
Среди этих "кощунников", кстати, немало представителей нынешней правящей элиты. Есть в том числе и обитатели верхних этажей "вертикали". И даже - самых верхних, самой макушки.
Вспомним, например, такое высказывание: "Сталин совершил массу преступлений против своего народа. И несмотря на то, что он много работал, несмотря на то, что под его руководством страна добивалась успехов, то, что было сделано в отношении собственного народа, не может быть прощено".
Или такие: "Сталинизм связан с культом личности и с массовыми нарушениями закона, с репрессиями и лагерями... Этим преступлениям не может быть никаких оправданий. В нашей стране дана четкая политическая, правовая, нравственная оценка злодеяниям тоталитарного режима, и такая оценка не подлежит ревизии".
Первое, уточним, принадлежит экс-президенту, нынешнему заместителю председателю Совета безопасности России Дмитрию Медведеву. Следующие за ними - нынешнему главу государства.
Эти и некоторые иные цитаты дают основания полагать, что дальше психолого-лингвистической экспертизы дело "об оскорблении ветерана Сталина" не пойдет. Что на этом все и закончится. Но гарантия эта, конечно, не стопроцентная.