Семеро, как известно, одного не ждут, и на этот раз подождать пришлось Владимиру Путину. Его встреча с посланцами из Африки началась в Константиновском дворце с большим опозданием, поскольку миссия, которую взяли на себя представители ЮАР, Сенегала, Коморских остров, Замбии, Уганды, Конго и Египта даже логистически оказалась непростой задачей. Сначала делегатам более суток пришлось добираться с пятого континента через Варшаву и Резекне в Киев. Потом на поезде и перекладных опять возвращаться в польскую столицу и по кривому маршруту лететь в Санкт-Петербург. Не удивительно, что некоторые лидеры сразу решили отказаться от этой затеи. Вместо анонсированных президентов Уганды, Конго и Египта на переговоры отправились чиновники более низкого ранга. А президент ЮАР Сирил Рамафоса хоть и взял с собой 120 человек, по Варшаве и Киеву гулял даже без личной охраны, поскольку польским пограничникам не понравилось, как оформлены документы на ввоз многочисленного оружия, оказавшегося на борту лайнера.
В России таких проблем у делегатов из Африки не возникло. Более того: тех, кто успел прилететь накануне ночью, встречали с большой помпой и разместили в одной из лучших гостиниц Северной столицы. Однако большинство посланцев смогли добраться до Питера только к вечеру субботы: чтобы скоротать время, Владимир Путин в первой половине дня принял участие в довольно необычном мероприятии. С борта катера президент посмотрел, как в акватории Финского залива, взмыли ввысь огромные флаги Российской империи, СССР и России. Дмитрий Песков объяснил, что церемония символизирует «историческую преемственность» и не следует искать в появлении советского флага каких-то скрытых смыслов. Позже Кремль уточнил, что в этом году отмечается тройной юбилей: российскому триколору исполняется 330 лет, красному стягу - 100 лет, а имперскому полотнищу - 165 лет
Когда к половине седьмого вечера все участники мирной миссии наконец-то приехали в Константиновский дворец, выяснилось, что трудности с логистикой - это ещё полбеды. По-настоящему сложная задача - сформулировать такие предложения, которые устроили бы обоих участников конфликта. Это пока не удалось ни одному из посредников и африканцы не стали исключением. Да и как можно добиться успеха, если позиции сторон диаметрально расходятся по самому важному пункту? Киев не хочет вести переговоры до тех пор, пока подразделения российской армии не вернутся в казармы. Москва с этим категорически не согласна.
Когда президент Сенегала заявил, что условием диалога между Россией и Украиной должно стать соблюдение устава ООН, Путин парировал, что Москва его всегда соблюдала и соблюдает. ЛДНР имели право провозгласить независимость, а Россия ее признать. После чего «в соответствии с 51 статьей Устава ООН оказать им помощь, ссылаясь на пункт о самообороне», заявил президент. Однако, помимо права наций на самоопределение, устав ООН содержит также положение о территориальной целостности или неприкосновенности территории государства. И именно на таком прочтении настаивает Киев.
Президент ЮАР Сирил Рамафоса сообщил, что мирный план представителей пятого континента состоит из 10 пунктов. Его содержание стало известно уже после переговоров с Зеленским: там есть положения о деэскалации с обеих сторон, гарантиях безопасности, урегулировании вопроса обмена пленными и возвращения детей, обеспечении «послевоенного восстановления», а также движения зерновых и удобрений двух стран. Владимир Путин счёл необходимым прокомментировать наиболее резонансные пункты. Детей с Украины Россия, по его словам, вывозила абсолютно легально и никогда не была против их воссоединения с семьями. «Дети - это святое дело. Мы вывозили их из зоны конфликта, спасая их жизни и здоровье - вот, что происходило», - объяснил он. И отдельно уточнил про детские дома: поскольку директора хотели уехать, а они являются законными представителями воспитанников, то никаких нарушений международного права не было. (Напомним, что именно обвинения в незаконном перемещении детей послужили основанием для выдачи ордера МУС на арест президента РФ и детского омбудсмена Львовой-Беловой.)
Что касается зерна и удобрений, то, как заявил Путин, поставки украинского продовольствия на мировые рынки не решают проблему бедности и голода. По данным российской стороны, из 31,7 млн тонн продукции, вывезенной из украинских портов на 15 июня, в нуждающиеся страны Африки - Джибути, Сомали, Судан, Ливию, Эфиопию было направлено 976 тыс. тонн или всего 3,1%. Почти 39% продукции поступили в ЕС, а 11% в Турцию. «Цифры - сухая, бесстрастная вещь», - констатировал ВВП, по привычке отметив, что «неоколониальные власти европейские, а по сути американские, опять всех обманули».
Фигурирующие в африканском мирном плане гарантии безопасности, по словам Путина, обсуждались ещё прошлой весной на российско-украинских переговорах в Стамбуле и были парафированы представителем Зеленского. «Документ так и называется «Договор о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины», - сообщил президент, показав гостям, а заодно и телекамерам несколько бумажных листов. Он уточнил, что договор состоял из 18 статей и приложений, в которых «все прописано», включая количество боевой техники и личного состава. «Подпись (представителя Украины) стоит. Но после того, как мы отвели войска, киевские власти выбросили все это на свалку истории», - указал Путин.
Однако на этом дело не закончилось: несколько листов из документа попали в руки журналистов и в мгновение ока разлетелись по соцсетям и СМИ. Из опубликованных скринов стало известно, какое количество танков, бронемашин и другой техники для обеспечения своей безопасности хотела иметь Украина и сколько готова была согласовать Россия (соотношение примерно 3:1 ) Также были обнародованы страны-гаранты: это Великобритания, Китай, США, Турция, Франция и Белоруссия. Поскольку такие утечки никогда не случаются просто так, Кремль, по всей видимости, решил послать сигнал, что достигнутые в Стамбуле договоренности при определенных условиях снова могут стать предметом переговоров.
«Все войны должны завершиться в какой-то момент», - сказал Путину Рамафоса.
Увы, африканским лидерам приблизить его, похоже, не удалось.