Начнем с того, что в поездку на Украину и в Россию президент Южной Африки отправился не в одиночку, а в составе Африканской миротворческой миссии, представленной лидерами Замбии, Сенегала и Коморских островов. По данным французских СМИ, своих представителей отправили также руководители Конго (Браззавиль) и Египта, а президент Уганды Йовери Мусевени вынужден пропустить встречи в Киеве и Санкт-Петербурге по уважительной причине – недавно заболел COVID-19.
Ожидается, что после переговоров с Зеленским в украинской столице африканская делегация отправится в город на Неве, где в субботу, 17 июня, ожидается встреча с президентом Путиным.
Миротворческую миссию из Африки западные масс-медиа назвали «необычным всплеском активности», учитывая в значительной степени отстраненный подход Черного континента к конфликту, который многие там рассматривают в первую очередь как конфронтацию между Россией и Западом.
Состав делегации выбран неслучайно. Считается, что Южная Африка и Уганда более симпатизируют России, тогда как Замбия и Коморские острова занимают скорее прозападную позицию. А Египет, Сенегал и Конго (Браззавиль) в основном стараются придерживаться нейтралитета.
ЮАР, Уганда и Республика Конго ранее в этом году воздержались от принятия резолюции ООН, осуждающей действия России на Украине и требующей от нее вывести свои войска. Замбия и Египет проголосовали за резолюцию, в то время как Сенегал не принимал участия в голосовании.
При этом все участники миссии подчеркивают свой нейтральный статус. “Мы не хотим быть чьими-то единомышленниками в этом конфликте. Совершенно очевидно, что мы хотим мира... Такова позиция Африки”, – обозначил общую позицию президент Сенегала Маки Салл.
Коль скоро миротворческую миссию возглавляет южноафриканский президент Рамафоса, отметим, что его страна находится под весьма сильным давлением со стороны США, особенно усилившимся на фоне заявлений американцев о поставках оружия Москве, которые в Претории категорически опровергли. Пока администрация Байдена ждет результатов официального расследования, американские законодатели уже требуют «крови» – наказать Южную Африку пересмотром важных преференциальных торговых льгот. Также раздражение на Западе вызвали сообщения о том, что Южная Африка провела совместные военные учения с Россией и Китаем. И вообще Рамафоса и правящий в ЮАР Африканский национальный конгресс подверглись на Западе резкой критике за свои тесные связи с Кремлем.
Само собой, детали мирного плана, который везут африканские лидеры, пока находятся в тени. Однако общие очертания его в целом ясны – радикальных предложений он явно не содержит. Обращает на себя внимание, что президент ЮАР Сирил Рамафоса не обозначает никаких сроков.
Рамафоса действительно стал движущей силой в подготовке поездки, завершив ее звонками Путину и Зеленскому и проведением беседы с генеральным секретарем ООН Антонио Гутерришем. Также президент ЮАР провел 9 июня телефонный разговор со своим китайским коллегой Си Цзиньпином, чтобы проинформировать Пекин о предстоящем визите семи африканских лидеров на Украину и в Россию для «поиска мирного решения».
А вот своего рода «серым кардиналом», готовившим почву для миротворческой миссии, называют французского бизнесмена Жан-Ива Олливье, к слову, уроженца Африки (он родился в 1944 году в Алжире).
Он возглавляет базирующуюся в Великобритании организацию, известную как Фонд Браззавиля, которая в первую очередь занимается инициативами в области мира и развития в Африке. В прошлом этот бизнесмен использовал свои деловые и политические связи для обмена пленными, вывода войск и прекращения огня в некоторых из самых острых конфликтов в Африке. При этом в его послужном списке есть контакты и с российскими государственными компаниями.
В ранее опубликованных интервью Олливье изложил свое видение попытки «разрулить» украинский кризис. По его словам, цель состоит не в том, чтобы с налету урегулировать конфликт, а начать переговоры, запустить диалог по вопросам, которые напрямую не влияют на военную ситуацию, и уже от этого отталкиваться.
Один из таких вопросов - потенциальный обмен российскими и украинскими военнопленными. Другой вопрос - попытаться найти решения проблем, которые важны для Африки, таких как поставки зерно и удобрения. Как известно, африканские страны, зависящие от импорта украинского зерна и российских удобрений, сильно пострадали из-за вызванных конфликтом ограничений на перевозки этих жизненно важных грузов.
Олливье говорил, что африканские лидеры будут стремиться убедить Россию продлить соглашение, которое позволяет Украине вывозить зерно через Черное море. И это, по его мысли, должно побудить Киев помочь найти способы ослабить ограничения на экспорт российских удобрений, которые в настоящее время задерживаются в портах.
Судя по всему, речь может идти о частичном восстановлении доступа России к SWIFT. Правда, с оговорками. «SWIFT не будет установлен для всей России — мы об этом не просим”, - говорил Олливье, но отметил, что «доступ должен быть установлен по определенным банковским каналам, в частности для торговли удобрениями».
«Единственный континент, который действительно страдает, - это Африка, – утверждает Олливье. – Я не думаю, что страдают США, я не думаю, что страдает Европа, за исключением небольшой инфляции. Но в Африке, если в следующем году не будет урожая из-за отсутствия удобрений, миллионы людей умрут».
«Я буду играть в Киссинджера, - цитирует Financial Times слова Олливье, намекнувшего на бывшего госсекретаря США, известного своими дипломатическими маневрами. – Самое важное на любых переговорах - собрать людей вместе и поговорить о чем-то».
В то же время, как сообщает ряд западных СМИ, среди предложений значатся полный вывод российских войск, вывоз всего тактического ядерного оружия с территории Белоруссии, приостановка действия ордера Международного уголовного суда на арест президента РФ и широкое ослабление антироссийских санкций. Если эти сведения верны, то успех мирных инициатив выглядит, мягко говоря, призрачным.
Как отмечает Би-би-си, хотя ни Москва, ни Киев не проявили особого интереса к мирным переговорам, обе стороны заинтересованы в визите африканской делегации. Россия наращивает влияние в Африке в качестве противовеса Западу, а Украина пытается наверстать упущенное в африканской дипломатии и убедить страны континента не дружить с Москвой.
Впрочем, даже на Черном континенте звучат скептические высказывания насчет успеха миротворческой миссии. Так, президент Нигерии Олусегун Обасанджо,, входящий в консультативный совет возглавляемого Олливье фонда, выразил сомнение по поводу этой инициативы, особенно потому, что она не пользуется поддержкой Африканского союза. Основываясь на беседах с Госдепартаментом США и министерством иностранных дел Великобритании, Обасанджо заявил: «Они ясно дали понять, что сейчас неподходящее время».
Сирил Рамафоса имеет репутацию опытного переговорщика, сыгравшего важную роль в переговорах, положивших конец апартеиду. Но пока мирные планы, предложенные другими странами, включая Китай, не возымели успеха, и критики скептически относятся к тому, что миротворческая миссия африканских лидеров достигнет больших результатов.