Выступление состоялось на проведенном в рамках ПМЭФ круглом столе "Цифровая диктатура vs. цифровой суверенитет". Что касается угрозы, обозначенной в теме дискуссии, Пушков сдержанно оптимистичен: "Я не считаю, что в мире установилась уже полная цифровая диктатура. Это не так. Но то, что очень существенные силы пытаются ее установить - это абсолютно очевидно".
Большая же часть речи была посвящена ситуации на противоположной стороне мировых информационных баррикад. "Суверенитет - это не система запретов, не система отгораживания от внешнего мира, - подчеркивает сенатор. - Суверенитет - это система развития, система, которая способна реагировать на вызовы и давать им адекватный ответ". Пушков перечислил общие принципы, на которых, на его взгляд, должен базироваться суверенитет - и цифровой, и информационный, и политический, и любой другой.
Во-первых, это системность. "То есть здесь не может быть какого-то одного разового решения, - расшифровывает Пушков. - Системность, с одной стороны, предполагает последовательную работу по защите своего информационного и цифрового пространства от попыток установления внешней диктатуры, с другой стороны - усилия, направленные на развитие своего цифрового и информационного пространства".
В качестве примера системного подхода глава комиссии привел принятие в 2020-2022 годах "пяти фундаментальных законов, которые регулируют наши отношения с глобальными интернет-платформами", в том числе, например, закона о "приземлении" действующих в России глобальных интернет-компаний. Еще один приведенный Пушковым пример системности - деятельность Роскомнадзора, блокирующего и штрафующего нарушителей российского законодательства.
Второй важнейший принцип - конкурентность. "Если мы не будем конкурировать, то это путь к самоизоляции, это путь к неспособности ответить на вызовы, это стагнация, - предупреждает сенатор, - Это Советский Союз на самом деле. Советский Союз закрывал все альтернативные источники информации, поэтому люди слушали Би-би-си, "Немецкую волну" (признана в РФ иностранным агентом. - "МК")... И поскольку все закрывалось, то, что приходило извне, воспринималось как истина в последней инстанции: если запрещают - значит правда".
В современной России, считает Пушков, такой закрытости нет: "Люди сопоставляют информацию. Это очень важно, чтобы у людей была свобода сопоставления информации. Они сами анализируют ее: что написала "Нью-Йорк таймс", что сообщила, допустим, "Таймс оф Индия", что заявило Министерство обороны...
В этом информационном бульоне, собственно, и вырабатывается независимость мышления. Если вы отсекаете, убираете из этого бульона все живое, то у вас остается просто некий нейтральный по вкусу отвар, который никто пить не хочет".
Третий принцип - самостоятельность. "Мы уже поняли, что мы не можем полагаться на международные инструменты регулирования нашей деятельности", - поясняет сенатор. В частности, Россия, по его мнению, должна проявить больше самостоятельности в вопросе налогообложения глобальных интернет-компаний, действующих на территории России (их сегодня около 15), а именно - разработать соответствующее национальное законодательство.
Еще одна высказанная Пушковым идея: "Нам пора подумать о создании нашей российской англоязычной платформы для взаимодействия со внешним миром. Сейчас это происходит через "Твиттер", через "Телеграм" - через уже существующие платформы. Но там алгоритмы задаем не мы".
Сенатор также предупредил о том, что российский суверенитет - и цифровой, и прочий - подвергнется в недалеком будущем новому серьезному испытанию: "Возникает новая потенциальная форма цифровой диктатуры - это искусственный интеллект... Даже сторонники очень продвинутых глобализаторских концепций предупреждают, что искусственный интеллект - это большая угроза для человечества.
Сейчас говорят о том, что искусственный интеллект будет способен переписать Библию, создать новую систему верований, поставить под вопрос мировые религии и так далее. Как он будет использовать Интернет? Ну, думаю, что в лучшем случае он будет находиться под контролем глобальных либеральных сил, которые через соответствующие алгоритмы будут закладывать в него определенные месседжи.
Искусственный интеллект - это вообще механизм борьбы за власть. Для этого, собственно, он и делается, и поэтому за него все и конкурируют".
По словам Пушкова, ждать опасных информационно-политических перемен осталось совсем недолго. "Мы должны вовремя распознавать угрозы и понимать, что это новое поле противостояния. Пока еще потенциальное, но это вопрос года-двух".