– Юрий Николаевич, от военного конфликта на Украине страдают все, в том числе рядовые американцы и европейцы. Перечислять все эти страдания сейчас нет смысла – они известны, особенно гуманитарные, финансовые, энергетические и в целом экономические. Все чаще упреки в этих бедствиях адресуются США, что расшатывает предвыборные позиции демократов. Понятно, что однопартийцы Байдена вынуждены эти позиции отстаивать. Что они, как говорят в Одессе, имеют возразить?
– У них есть, что сказать. И при этом демократам не всегда надо оправдываться, а всего лишь что-то объяснять, корректировать информацию. Даже просто, как говорится, попадать «в струю». Так, согласно опросу CAPS-Harris, проведенному в марте 2023 года, 60-процентное большинство республиканцев считают, что в то время, как Украина начинает контрнаступление, США должны поддерживать Киев до тех пор, пока Россия не будет побеждена. Но поддержка республиканской партии ослабевает.
Известно, что многие колеблющиеся республиканцы разочарованы отсутствием у администрации Байдена четкой стратегии победы. Скептики утверждают, что конфликт на Украине обходится слишком дорого, истощает американскую боеготовность, увеличивает риск ядерной конфронтации с Россией и отвлекает США от большей угрозы, исходящей от коммунистического Китая. После пятнадцати месяцев боевых действий американцы все больше расходятся во мнениях по поводу того, брать ли на себя ответственность за этот конфликт. Есть еще один опрос - Reuters/Ipsos. Он показал, что за год американская общественная поддержка предоставления военной помощи Украине снизилась с 73% до 58%. Учитывая упорное сохранение инфляции, растущий вызов со стороны Китая и продолжающееся рассмотрение вопроса о федеральном долге, настороженность Америки по поводу крупных долгосрочных обязательств по оказанию помощи Украине оправдана.
Возникает сакраментальный вопрос: действительно ли поддержка США Украины отвечает интересам нации?
– А действительно, – отвечает ли?
– Судя по всему, американцы сами пока толком не могут в этом разобраться. Да, президент Джо Байден оказывал и оказывает последовательную поддержку Украине. Но эксперты признают, что его потенциальные противники в 2024 году вряд ли будут столь же непоколебимы. Оба ведущих кандидата от республиканской партии, Дональд Трамп и губернатор Флориды Рон Десантис, рассматривают украинский конфликт как “территориальный спор” и стремятся к скорейшему его разрешению.
Для Соединенных Штатов Украина не является жизненно важным национальным интересом. Даже либеральные интернационалисты, такие как Роберт Каган из Института Брукингса, признали, что конфликт “не представляет прямой угрозы ” национальным интересам"". В Стратегии национальной обороны администрации Байдена Китай, а не Россия, назван самым “важным стратегическим конкурентом Соединенных Штатов”.
Тут надо заглянуть в американскую душу. Хотя большинство американцев и не являются откровенными изоляционистами, но при этом они - неохотные интернационалисты. Да, они готовы поддерживать лидерство США на мировой арене, но только до тех пор, пока они убеждены, что речь идет о национальных интересах. Альтруистических аргументов солидарности с украинским народом им явно недостаточно. Американцы, особенно – консерваторы, требуют для поддержки Украины весомых аргументов типа “Америка прежде всего”.
– Такие аргументы есть?
– Их пытаются предоставить. Ряд экспертов - обозреватель Марк А. Тиссен, Гил Барндоллар - старший научный сотрудник Defense Priorities и старший научный сотрудник Центра изучения государственного управления Католического университета Америки, Люк Кокки - научный сотрудник Центра изучения государственного управления и бывший научный сотрудник Агентства по сотрудничеству в области оборонной безопасности, - серьезно поработали над такими аргументами. И выстроили их в весьма логичную и убедительную для своей аудитории цепочку.
– Сколько звеньев в этой цепочке?
– Около десятка. Многие из них представлены в The Washington Post. Так, Марк Тиссен считает, что победа России на Украине придала бы смелости врагам США от Ближнего Востока до Восточной Азии. Победа России еще больше популяризировала бы нарратив о “закате Запада”, подрывая союзы США в Европе и Азии. Влияние Китая и России в итоге еще больше возрастет.
С другой стороны, рассуждает Тиссен, победа Украины поможет сдержать Китай: «Если фиаско в Афганистане придало смелости Путину, то насколько больше слабость США на Украине придаст смелости китайскому диктатору Си Цзиньпину? Риск войны из-за Тайваня резко возрастет. И, в отличие от Украины, в ней вполне могут быть задействованы американские войска».
А вот этого – умирать на поле боя – американцам очень не хочется.
Тиссен предлагает подумать о расчетах Си Цзиньпина: «Если Соединенные Штаты не будут твердо стоять за Украину, насколько вероятна решительная защита Тайваня? И если Соединенные Штаты не готовы тратить деньги на защиту Украины, действительно ли они собираются рисковать жизнями американцев, защищая Тайвань?»
Действительно, тут каждый американский воин, даже очень отважный и умелый, должен хорошо подумать, надо ли ему идти в бой за какой-то далекий и непонятный остров. Ведь на войне - как бывает: пуля прилетела - и привет, Митькой звали…
– Все же, имиджевые и, тем более, морально-нравственные мотивы – не главные аргументы сторонников поддержки Украины?
– Разумеется. Американские эксперты считают, что победа над Россией ослабит китайско-российское партнерство: «Поражение России нанесло бы большой ущерб авторитету Си, ясно дав понять, что китайский лидер поддержал проигравшего».
С другой стороны, «если Путин победит на Украине, это приведет к расширению экономического влияния Китая в Европе. Европейцы, скептически относящиеся к силе США, скорее всего, вернутся к ведению бизнеса с Россией. Те же сомнения побудили бы азиатских союзников США ускорить собственную торговлю и инвестиции с Китаем. Соединенные Штаты стали бы слабее, менее процветающими и менее безопасными».
– Неужели опять – «ничего личного, только бизнес»?
– Ничто не ново под луной. Американские эксперты уверены, что победа Украины сэкономит миллиарды долларов США. Устраняя якобы российскую угрозу, Украина сокращает количество денег, которые Соединенным Штатам придется потратить на защиту Европы, не рискуя при этом жизнями американцев.
Со временем это позволит Соединенным Штатам вытеснить Россию в качестве основного поставщика энергоносителей в Европу. Финансовые выгоды для американцев будут огромными.
Ну и, конечно же, на Украине апробируется новое вооружение. «Нью-Йорк Таймс» сообщает: “Украина стала испытательным полигоном для новейших видов оружия и информационных систем, а также новых способов их использования, которые, по прогнозам западных политических деятелей и военных командиров, могут повлиять на ведение войны грядущими поколениями”.
– Насколько успешно?
– Например, как сообщает издание, украинские вооруженные силы развернули новую информационную систему реального времени, известную как Delta, - облачную, сетецентричную систему ведения боевых действий, которая позволяет украинским военным, местным чиновникам и даже проверенным гражданским лицам использовать ноутбуки, планшеты и мобильные телефоны для обмена подробной информацией о местоположении и возможностях российских войск. Украинские военные также тестируют новые морские беспилотники, в том числе надводные корабли без экипажа, оснащенные взрывчаткой, комбинируя их с воздушными беспилотниками для уничтожения гораздо более крупных российских военных кораблей.
Возможности и концепции, опробованные в Черном море, могут иметь решающее значение при отражении удара Китая в Тайваньском проливе.
Украина также испытывает литовское противодронное оружие, известное как "Небесные дворники", которые никогда ранее не использовались в бою. Пентагон отправляет Украине экспериментальные противодронные ракеты для уничтожения самодетонирующих беспилотников.
Новые стратегические доктрины, разработанные американскими военными, также подвергаются испытаниям в реальном мире. Уроки, извлеченные на поле боя в Украине, могут быть использованы для того, чтобы помочь Тайваню.
– А какой полезный опыт американцы извлекут для себя?
– Считается, что после многих лет борьбы Соединенных Штатов с негосударственными субъектами конфликт на Украине переориентирует вооруженные силы США на подготовку к столкновению великих держав. Аксиома гласит, что военные всегда готовятся к последней прошедшей войне. Для американцев это - антитеррористическая война, сосредоточенная на борьбе с повстанцами.
Внезапно американские военные планировщики оказались сосредоточены на том, чтобы помочь победить обычную армию. На Украине Пентагон может протестировать возможности и стратегии США в реальных условиях боя вместо того, чтобы гадать, как отреагирует противник в военной игре — и все это без необходимости подвергать риску американских солдат. Это трансформирует вооруженные силы США в соответствии с угрозами, с которыми они, вероятно, столкнутся в XXI веке. Хотя, конечно, они понимают, что война с Китаем будет существенно отличаться от конфликта на Украине.
– И все-таки, какую роль в этой истории играет «его величество доллар»?
– Самую главную! Американские эксперты откровенно признают, что вооружение Украины оживляет оборонно-промышленную базу США. И это – мягко говоря. Фишка в том, что деньги, которые Конгресс выделил на вооружение Украины, не расходуются на Украине. Это касается в первую очередь американцев: им надо либо заменить оружие, отправленное на Украину из запасов США, либо создать оружие, которое они отправляют Киеву. «Когда мы говорим о предоставлении помощи Украине, эти системы вооружений производятся американцами или странами-союзниками и партнерами, - пояснил Сет Джонс, директор программы международной безопасности Центра стратегических и международных исследований. - Они производятся General Dynamics, Raytheon, Lockheed Martin, в некоторых случаях Boeing. ... И в большинстве случаев они строятся в Соединенных Штатах».
Многолетняя контрактная модель армии США, предусматривающая закупки, стимулировала рост усилий, создавая устойчивый, расширяемый поток производства. Соединенные Штаты вступили в 2023 год, производя 14 000 155—мм артиллерийских снарядов в месяц, что на 236 000 снарядов меньше месячного запроса Украины. Изменения в политике закупок позволили добиться значительного расширения: производство 155-мм снарядов увеличится в шесть раз в течение пяти лет.
Помощь Украине создает рабочие места в Соединенных Штатах и активизирует их оборонно-промышленную базу, которая якобы опасно атрофировалась после холодной войны. Джонс недавно проанализировал смоделированные военные игры и обнаружил, что у Соединенных Штатов, без наращивания производства, закончится высокоточное оружие в течение недели после начала боевых действий против Китая. Однако, оружие, отправляемое на Украину, не ослабит готовности США защищать Тайвань.
– Как-то не очень логично. С одной стороны – оружие закончится, с другой – это не ослабит готовность защищать Тайвань. Чем защищать-то?
– Военная стратегия США там заключается в том, чтобы лишить китайцев возможности пересечь Тайваньский пролив шириной в 100 миль для высадки. Это работа не для гаубиц, HIMARS или бронетехники. Это работа для истребителей F-35 Joint Strike, бомбардировщиков B-2 и B-21, которые вскоре будут развернуты, атомных подводных лодок и противокорабельных ракет большой дальности. “Мы не предоставляем Украине ни одной из этих возможностей, - сообщил Фред Каган, директор проекта критических угроз Американского института предпринимательства. - Таким образом, аргумент о том, что наша помощь Украине каким-то образом подвергает Тайвань большему военному риску, ошибочен”.
Американцы также извлекают выгоду из помощи, предоставляемой Украине партнерами по НАТО. Предоставляя Украине военную технику, союзники находятся в процессе замены своих устаревших систем вооружения советских времен на более новые, современные системы, совместимые с НАТО. Многие из них произведены Соединенными Штатами. Выигрывают американские рабочие, военные и жизненно важные оборонные отрасли Соединенных Штатов.
– Но ведь американским союзникам пришлось серьезно раскошелиться?
– Как раз это американцы засчитывают себе в плюс. Они искренне считают, что конфликт на Украине укрепил союзы США.
Вот их расчеты. Шестнадцать союзников по НАТО (более половины членов альянса) увеличили расходы на оборону в 2022 году, в то время как еще семь стран обязались увеличить расходы на оборону в процентах от валового внутреннего продукта в ближайшей перспективе. В процентном отношении к ВВП Соединенные Штаты занимают девятое место по расходам на Украину, уступая Латвии, Эстонии, Литве, Норвегии, Польше, Нидерландам, Чехии и Великобритании. Вклад Болгарии и Финляндии по отношению к ВВП почти такой же, как у Соединенных Штатов.
Даже Германия начинает активизироваться. Несмотря на то, что Германия является самой богатой страной в Европе, она тратила на оборону всего около 1,4 процента своего ВВП, но после начала СВО Берлин объявил о выделении более 100 миллиардов долларов на модернизацию своих вооруженных сил, что, «в случае реализации, стало бы крупнейшим абсолютным скачком военных расходов Германии со времен Второй мировой войны», сообщает New York Times. Германия также выделила Украине более 8 миллиардов долларов, при этом было обещано дополнительно еще 3 миллиарда долларов.
Правда, напоминают эксперты, Германия и Великобритания, располагающие двумя крупнейшими оборонными бюджетами на континенте, сегодня сталкиваются с острой нехваткой боеприпасов для своих собственных вооруженных сил: у каждого из них хватит боеприпасов только на неделю интенсивных боев.
Хотя общие расходы Европейского союза на оборону в прошлом году превысили € 200 миллиардов, политики ЕС быстро поняли, что финансирование является спорным без производственных мощностей. Европейская оборонно—промышленная база включает несколько десятков крупных фирм и 2500 фирм поменьше - на десятки тысяч меньше, чем в Соединенных Штатах. Военно-промышленный комплекс континента невелик, неспособен производить сложное оборудование в больших масштабах. Цель Европы по его возрождению - 2030 год, но это чрезвычайно оптимистичная цель, считают эксперты
Еще, что ставят себе в зачет американцы, Швеция и Финляндия отказались от десятилетий нейтралитета и решили вступить в НАТО. В ожидании завершения всех формальностей новые союзники объявили, что объединят свои военно-воздушные силы с членами НАТО Норвегией и Данией в единую северную систему противовоздушной обороны, создав объединенные силы из 250 истребителей, которые будут защищать новую 830-мильную северную границу НАТО с Россией.
А в Тихоокеанском регионе Япония объявила о планах увеличить свои расходы на оборону на 287 миллиардов долларов в течение следующих пяти лет — почти на 60 процентов, что даст Японии третий по величине оборонный бюджет в мире. Южная Корея также увеличивает расходы на оборону и недавно одобрила передачу Украине гаубиц.
Американцы радостно задают риторический вопрос: существует ли для Соединенных Штатов лучшая сделка по разделению бремени, чем предоставление оружия для уничтожения российских военных, в то время как Украина несет потери? Как говорил Черчилль, война – это когда за интересы других гибнут совершенно невинные люди.
– Да, «удачный» гешефт. В США действительно считают, что помощь Украине способствует их безопасности?
– Многие американские эксперты убеждены, что победа Украины поможет предотвратить распространение ядерного оружия. По их мнению, конфликт произошел потому, что Украина сдала свой постсоветский ядерный арсенал. После распада Советского Союза Украина унаследовала почти 2000 единиц стратегического ядерного оружия, а также ракеты и стратегические бомбардировщики для их доставки. Если бы у Украины все еще было это оружие, Россия никогда бы, как утверждают американцы, не начала СВО. (Правда, они умалчивают, что США вряд ли затеяли бы войнушки с Югославией, Ираком и Ливией, если бы у тех имелось ядерное оружие. Ведь не суются же они в Северную Корею.)
Но в декабре 1994 года, напоминают американские эксперты, администрация Клинтона заключила соглашение, получившее название Будапештский меморандум, о гарантиях безопасности, в котором Украина согласилась отказаться от этого оружия. В обмен Соединенные Штаты и Великобритания пообещали «предоставить помощь Украине, если Украина станет жертвой акта агрессии», в то время как Россия обязалась «воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины». Отсюда вывод: США должны выполнить свое обещание «защитить Украину», иначе страны по всему миру придут к выводу, что они должны разработать собственное ядерное оружие для защиты своих границ.
– Но можно сделать и еще один вывод: в США верят, что Украина способна победить Россию?
– Нынешние и бывшие военные лидеры США говорят, что Украина может победить, если ей предоставят необходимое для победы оружие. Генерал в отставке Джек Кин, бывший заместитель начальника штаба армии, перечислил, что нужно Украине: танки и бронемашины для перевозки пехоты, высокоточная артиллерия дальнего действия, системы противовоздушной обороны и современные истребители. Ну и, как уже стало модно, покритиковал нынешнюю администрацию за проволочки в снабжении.
Правда, американские эксперты сходятся во мнении, что конфликт на Украине не закончится в ближайшее время, а будет долгим. Причем, коллективный Запад делает все, чтобы его продлить.
Например, американские эксперты сообщают, что украинские танкисты скоро начнут обучение на американском основном боевом танке M1 Abrams. У Соединенных Штатов на хранении более 3000 М1, гораздо больше, чем им когда-либо может понадобиться. Когда Украине неизбежно потребуется больше танков после истощения в результате наступления, европейские члены НАТО могли бы приобрести часть законсервированных американских M1 и оплатить их доставку на Украину.
Для более щепетильных членов альянса оплата большей части невоенной помощи, которая в настоящее время составляет 89 миллиардов долларов, является хорошим вариантом.
Для такого соглашения есть удачный прецедент: во время первой войны в Персидском заливе Соединенные Штаты смогли собрать более 50 миллиардов долларов у тридцати девяти членов коалиции, хотя только шестнадцать стран имели войска в зоне боевых действий. Япония, которой конституционно запрещено отправлять войска, выделила на войну 13 миллиардов долларов.
Видимо, США рассчитывает найти спонсоров и этого конфликта. И это – тоже весьма весомый аргумент демократов в пользу продолжения поддержки киевского режима.