Самое наглядное в этом — реакция западной прессы. В ситуации, когда русские во всем виноваты априори, заголовки СМИ в большинстве своем идут с оговоркой, мол, не мы утверждаем, а так считает Украина: «Россия взорвала «экологическую бомбу», уничтожив плотину, утверждает Зеленский» (Financial Times). Никогда не сомневающееся издание Bild, выпустившее статью «Россия взорвала огромную плотину на Украине», через час поменяло заголовок: «Огромная плотина взорвалась на Украине». Мало того, начали вбрасываться и сомнения — а не могла ли Украина долбануть плотину. Например, представителю пресс-службы Госдепа Веданту Пателу пришлось уходить от просьбы прокомментировать публикацию The Washington Post от декабря 2022 года, в которой указывалось, что ВСУ обстреливают плотину Каховской ГЭС из установок HIMARS.
Болезненным щелчком по украинскому носу оказался и отказ Зеленскому в выступлении на Совбезе ООН, созванном из-за подрыва плотины. Украина попыталась представить это как самостоятельный отзыв выступления, однако, по сути, имел место именно отказ под предлогом того, что Зеленскому и так слишком часто шли навстречу, разрешая выступать по видео, что противоречит регламенту.
И, пожалуй, главным сигналом оказалась свежая, «удивительно ко времени» вышедшая публикация в The Washington Post о том, что об украинских планах взорвать «Северные потоки» ЦРУ знало сильно загодя. Лазейку для Зеленского, впрочем, оставили — якобы президент Украины был не в курсе готовящейся акции. Так себе оправдание, учитывая, что ЦРУ, по данным издания, поставило в известность о возможности теракта европейских партнеров. Но хоть такое.
Подрыв плотины — однозначно военное преступление. Обвинив в нем Россию, Запад получит шанс объяснить избирателям необходимость дальнейшей военной поддержки Украины. Но нерешительность Запада в обвинении России указывает на сомнения в возможностях Украины, на недовольство Зеленским, на размышления о том, стоит ли продолжать горячую фазу конфликта. И если вдруг случится чудо и Запад назовет истинного виновника — украинский режим, то Зеленскому придется спешно сворачивать лавочку, бросать войска и бежать, надеясь, что хозяин не выбросит марионетку, а оставит где-нибудь в пыльном чулане на память.
Чуда прямо сейчас не будет. Опытные политики всегда оставляют место для маневра, и потому пока ситуация с плотиной, скорее всего, останется в подвешенном состоянии с формулировкой типа «разрушилась в результате военных действий» (и понимай как хочешь — в любую сторону). Но неуправляемость Зеленского, похоже, уже прорывает другую плотину — западного терпения. Терпят Зеленского только до тех пор, пока он соответствует их интересам, а он идет вразнос. Когда вслед за Каховской ГЭС украинские военные взрывают важный для Европы аммиакопровод — это уже к одиннадцати туз.
Так что следим за официальными западными формулировками по плотине — они многое скажут.