Владимир Путин обсудил с министром транспорта и руководителем железных дорог транспортную доступность новых территорий. Оба чиновника пришли в Кремль с большими альбомами, чтобы президент мог наглядно посмотреть, «как было» и «что стало», а также оценить проекты, которые еще предстоит реализовать. По словам Виталия Савельева, только на дорожную сеть четырех регионов в 2022 году потратили 53 млрд руб. Были капитально отремонтированы почти 600 км дорог и 16 искусственных сооружений. В этом году объем финансирования вырос до 75 млрд руб., что позволит привести в порядок еще 760 км дорожного полотна и 26 сооружений. Аналогичные средства предусмотрены также на 2024 и 2025 годы. Итого — почти 280 млрд руб. за четыре года. «Деньги у нас есть», — заверил президента Савельев.
Общая протяженность автомобильных дорог ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей составляет 21 тыс. км. Из них 95% — это региональные и местные дороги. И только 5%, или 1039 км, — федеральные трассы. Большую часть федеральных магистралей планируется привести в нормативное состояние уже к 1 марта следующего года — их качество, по словам Савельева, «довольно приличное». «По этому мосту, я, по-моему, проезжал в Геническе», — узнал по фото знакомые места Путин.
Глава Минтранса указал, что в альбоме размещены также свежие изображения пунктов пропуска — именно эти объекты, а точнее, заторы на них, вызвали нарекания президента во время его апрельской поездки в ЛНР. По словам Савельева, 6 КПП, которые утратили свои таможенные функции, но продолжают использоваться в целях безопасности, уже модернизированы: их пропускная способность выросла с 5,7 тыс. автомобилей в сутки до 13,2 тыс. Еще 6 КПП, включая то самое не понравившееся Путину «Гуково», будут расширены до конца года. Савельев сообщил, что три пункта — «Джанкой», «Весёло-Вознесенка» и «Матвеев Курган» — решено оснастить портальными досмотровыми комплексами. Проверку на таких устройствах можно пройти, не выходя из машины, что существенно ускоряет процесс. «Это наши отечественные наработки, мне очень приятно вам об этом сказать», — порадовал президента глава Минтранса.
Железными дорогами на новых территориях, по словам министра, будет управлять федеральное предприятие «Железные дороги Новороссии», которое объединит «железки» ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. «Сделаем предложение всем железнодорожникам, чтобы они при желании могли в него перейти», — сообщил Савельев. Сейчас в новых регионах работает только пригородное ж/д сообщение между отдельными населенными пунктами, но его востребованность низкая. Связь с Москвой, Петербургом и даже ближайшими городами «старой» РФ отсутствует из-за риска ракетных ударов со стороны ВСУ: по мнению местных властей, запуск поездов можно будет планировать, когда линия фронта отодвинется как минимум на 50 км от путей. Савельев конкретных сроков на встрече с Путиным не назвал.
По запуску авиасообщения ситуация также непонятная (напомним, что 11 аэропортов на юге России остаются закрытыми с 24 февраля 2022 года). Однако Савельев сообщил, что с восстановлением Мариупольского аэропорта затягивать не планируется — проектно-сметная документация уже готовится. «Считаем, что, если позволит обстановка, в течение 2024–2025 годов мы сможем задействовать этот аэропорт. Остальные будут чуть позже, поэтапно, потому что там есть разрушения», — доложил он.
Владимир Путин отдельно поинтересовался состоянием портов. Выяснилось, что Мариупольский порт сейчас загружен на пятую часть мощностей, существовавших до 2014 года. Порт в Бердянске — на треть. Однако президента интересовал отнюдь не грузооборот. «А глубина причалов в Мариуполе где-то под восемь метров, да?» — поинтересовался он. «В Мариуполе 8 метров везде, а в Бердянске чуть меньше — 5–8 метров. Этого достаточно, это большая глубина». — «То есть большие суда могут пройти?» — уточнил ВВП и, услышав утвердительный ответ, удовлетворенно кивнул головой. «Это расширяет наши возможности», — загадочно произнес Путин.