Названы главные проблемы Турции после инаугурации Эрдогана

Новый срок президента: от последствий землетрясений до внешнеполитических вызовов

Инаугурация одержавшего победу во втором туре небывало жестких выборов президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана намечена на субботу, 2 июня. Что ожидает главу государства и возглавляемую им страну после того, как утихнут победные торжества?

Новый срок президента: от последствий землетрясений до внешнеполитических вызовов

тестовый баннер под заглавное изображение

Выступая во вторник на мероприятии, организованном Союзом торговых палат и товарных бирж Турции в Анкаре, президент Реджеп Тайип Эрдоган еще раз поблагодарил избирателей за результаты выборов 28 мая.

Как пишет издание Daily Sabah, президент, победивший во втором туре своего соперника Кемаля Кылычдароглу, подчеркнул, что настоящим победителем стала турецкая демократия, и сказал, что ценит каждого гражданина за его голос, независимо от их политической принадлежности.

В своей первой публичной речи после обращения к многочисленным толпам людей спустя несколько часов после окончания голосования, Эрдоган заявил: “Оба тура выборов прошли с демократической зрелостью, и мы наблюдали рекордную явку, приблизившуюся к 90%”. Президент повторил свою благодарность всем гражданам, которые проголосовали за него и его соперника Кемаля Кылычдароглу.

Эрдоган связал свой успех с инициативой о “Столетии Турции”, серией обещаний, которые он дал за год до выборов, улучшить страны во всех областях.

“Поскольку неопределенность в отношении выборов миновала, теперь мы сосредоточимся на реальных проблемах, - пообещал Эрдоган. – Мы уже приступили к работе... Нашим приоритетом является залечивание ран в провинциях, пострадавших от землетрясений, катастрофы века”.

Президент отметил, что строительство почти 180 тысяч единиц жилья уже ведется, и в течение одного года будут построены 650 тысяч домов. Эрдоган сказал, что жертвы землетрясений были вынуждены бороться с последствиями оскорблений со стороны сторонников оппозиции из-за их политических взглядов. “Мы никогда не забудем эту кампанию линчевания. Мы не допустим, чтобы им нанесли новые раны”, - сказал он.

Эрдоган пообещал, что коммерческая жизнь в зоне землетрясения также возродится благодаря финансовой поддержке правительства этого района, которая обошлась турецкой экономике примерно в 104 миллиарда долларов (212 триллионов турецких лир).

Что касается внешней политики, Эрдоган пообещал укреплять экономическое сотрудничество со странами региона. Он отметил, что после выборов получил поздравительные послания и провел телефонные переговоры с лидерами примерно 110 стран. Турецкий лидер заявил, что твердо верит в то, что тесное сотрудничество в политической, военной и экономической областях с дружественными странами будет продолжаться. “В последние годы мы предприняли важные шаги, особенно для решения проблем с дружественными странами”, - заявил он.

Президент также заявил о планах решать с Европой визовый вопрос, “который превратился в политический шантаж”. Турецкие бизнесмены входят в число тех, кто сталкивается с отказом в шенгенских визах или длительными задержками в оформлении виз. Некоторые страны утверждают, что эти задержки вызваны накоплением заявок после COVID-19, но турецкие власти назвали это политически мотивированным шагом.

После того, как один из турецких законодателей представил отчет под названием “Злоупотребление Шенгенской информационной системой как политически мотивированная санкция со стороны государств - членов Совета Европы”, в котором подчеркивается “ненужный и большой объем бумажной работы”, необходимый для получения виз, а также высокие сборы и требование о том, чтобы заявления подавались лично, правительство Турции одобрила резолюцию, призывающую европейские государства избегать злоупотреблений Шенгенской информационной системой (SIS).

В резолюции говорилось, что, хотя государства имеют право решать, кого впускать в страну, они также должны уважать права граждан третьих стран, пытающихся въехать в Шенгенскую зону, “в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека”.

В прошлом году министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу объявил, что все послы были вызваны в министерство и “были сделаны необходимые предупреждения”.

Как отмечает турецкая пресса, в предстоящий срок президент Реджеп Тайип Эрдоган будет проводить независимую внешнюю политику.

По словам Джеймса Джеффри, бывшего спецпредставителя США в глобальной коалиции по борьбе с ДАИШ (ИГИЛ – запрещенная в России террористическая организация), воозникает шанс улучшить отношения между США и Турцией.

Джеффри напомнил, что отношения между Джо Байденом и Эрдоганом были на относительно низком уровне в течение последнего года, но добавил, что Байден "проделал долгий путь к тому, чтобы исправить это своим звонком в понедельник", чтобы поздравить Эрдогана с победой на выборах.

Отношения Анкары и Вашингтона в последние годы были напряженными из-за сотрудничества американцев с организацией сирийских курдов YPG, которую в Турции считают ответвлением Рабочей партии Курдистана, американской позиции по отношению к «террористической группировке гюленистов» (FETÖ), санкций против Турции в связи с покупкой российской системы противовоздушной обороны С-400, а также длительных задержек в заключении сделки на истребители F-16 и комплекты для модернизации.

Рабочие отношения Эрдогана с президентом России Владимиром Путиным также много раз вызывали критику Вашингтона, несмотря на посредничество Турции, приведшее к обмену пленными, а также к жизненно важной сделке, которая позволила Украине поставлять зерно через Черное море в другие страны, отмечает Daily Sabah.

При этом, как утверждает Джеймс Джеффри, за исключением США и Великобритании, ни одна страна НАТО не сделала больше для усложнения специальной военной операции России на Украине, чем Турция.

Ссылаясь на заявления о том, что Турция близка к одобрению членства Швеции в НАТО, Джеффри отверг слухи как простые утверждения, не имеющие под собой существенных оснований.

В связи с завершением президентских и парламентских выборов в Турции и приближением следующего ежегодного саммита НАТО вопрос о вступлении Швеции в блок безопасности вновь возник в повестке дня Анкары на этой неделе, поскольку Вашингтон снова призвал Турцию одобрить заявку скандинавской страны.

Госсекретарь США Энтони Блинкен утверждал, что нет никакой связи между заявкой Стокгольма и модернизацией Анкарой имеющихся у нее истребителей F-16, но президент Джо Байден косвенно связал эти два вопроса в своем телефонном разговоре с Эрдоганом.

“Я разговаривал с Эрдоганом, и он все еще хочет поработать над чем-то насчет F-16. Я сказал ему, что мы хотим заключить сделку по Швеции. Так что давайте покончим с этим", - сказал Байден.

Джеймс Джеффри далее отметил, что на протяжении всего срока пребывания Эрдогана на посту президента он поддерживал прочные связи с Западом, особенно с 2009 по 2010 год. Он подчеркнул, что Эрдоган продемонстрировал готовность достичь соглашения по Кипру и осуществил реформы для облегчения вступления в ЕС. Но отказ Греции от плана Аннана по Кипру и противодействие со стороны некоторых государств - членов ЕС препятствовали перспективам членства Турции.

Этнически разделенный Кипр погряз в десятилетнем споре между киприотами-греками и киприотами-турками. Переворот киприотов-греков, направленный на аннексию острова Грецией, привел к военной интервенции Турции в качестве державы-гаранта в 1974 году для защиты киприотов-турок от преследований и насилия, и в результате в 1983 году была основана непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК).

В последние годы мирный процесс то возобновлялся, то прекращался, включая провалившуюся в 2017 году инициативу в Швейцарии под эгидой Турции, Греции и Великобритании.

Напряженность в отношениях с Грецией из-за острова и многих других стран Эгейского моря входит в число целого ряда проблем, включая роль Турции в Сирии и миграционный кризис, которые испортили отношения Анкары и Евросоюза. Недовольство Анкары ЕС тем временем также возросло из-за широко распространенной во многих европейских странах терпимости к тем, кого Турция считает «террористами», и их сторонникам.

Выразив мнение, что усилия Эрдогана не были вознаграждены, Джеффри сказал: "Таким образом, он собирается действовать самостоятельно, и это рациональное решение, учитывая не только их размер и возможности, но и разумное с точки зрения их опыта".

Переходя к напряженности в отношениях между Грецией и Турцией, Джеффри сказал, что одержимость Турцией является "одной из главных неизменных составляющих греческой внешней политики".

"Принимая во внимание, что, какой бы ни была вражда и раздражение, турки не одержимы Грецией... у них просто слишком много более серьезных проблем", - сказал бывший американский посол в Анкаре.

Джеффри также подчеркнул важность того, чтобы администрация США тщательно рассмотрела отношения с курдскими формированиями в Сирии. Несмотря на опасения Турции по поводу безопасности, США обеспечили военную подготовку и предоставили отрядам YPG грузовики с военной поддержкой под предлогом борьбы с ДАИШ («Исламское государство» – запрещенная в РФ террористическая организация).

Утверждая, что нельзя поддерживать одну террористическую группировку, чтобы победить другую, Турция проводит свои собственные контртеррористические операции по всей северной Сирии и Ираку, к большому разочарованию своих западных союзников.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру