Агентство Reuters, подводя итоги встречи лидеров стран «Большой семерки», довольно пафосно заявляет о том, что «богатые страны «Группы семи» дали понять России, что они готовы поддерживать Украину в долгосрочной перспективе, предоставив президенту Владимиру Зеленскому шанс привлечь на свою сторону такие страны, как Бразилия и Индия». Недоверие Китаю как торговому партнеру также было включено (наравне с заявлением о решимости продолжать поддерживать Киев) в список ключевых заявлений «ведущих демократий мира» в Хиросиме.
Но если для Reuters это выглядело именно так, то вот газета The New York Times очень метко указала, что главным объединяющим фактором «демократических лидеров» было недовольство ими в родных странах. И действительно, рейтинги одобрения каждого политика, присутствовавшего на саммите, не достигали, по данным Morning Consult, и 50%. Текст итогового коммюнике лишь подтвердил, что «Группа семи» собралась в Хиросиме не мирные инициативы обсуждать, а перемывать косточки РФ и КНР (таким образом и пар выпустится из-за брожений на родинах).
Начнем с того, что сам текст итогового коммюнике (которое обычно публикуют в день окончания саммита) был обнародован японским МИД еще в субботу. Согласно содержанию документа, лидеры G7 выразили готовность строить конструктивные и стабильные отношения с Китаем в соответствии с национальными интересами государств «семерки». Здесь же было добавлено, что страны-участницы саммита будут «стремиться решать проблемы, связанные с нерыночной политикой Китая». Довольно противоречиво звучит: готовы к сотрудничеству, но в то же время осуждаем за некую «нерыночную политику».
Была также выражена обеспокоенность ситуацией в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Страны «семерки» подтвердили приверженность политике «одного Китая» и выступили за необходимость поддерживать мир и стабильность в Тайваньском проливе.
Но самое интересное, что коллективный Запад решил примерить роль строгого судьи, призвав Пекин оказать давление на Россию с целью прекращения специальной военной операции и вывода российских войск с Украины, а также «не предпринимать никаких действий по вмешательству» в дела стран-членов G7. Это и вызвало недовольство китайской стороны. В официальном заявлении МИД КНР утверждается: «Китай выражает свое крайнее недовольство и решительное несогласие, в связи с чем направил официальный протест Японии как стране, принимающей саммит, а также другим заинтересованным сторонам».
В совместном заявлении лидеров «семерки» есть и призыв к Ирану отказаться от поддержки России и не передавать Москве какие-либо вооружения. Но любопытно, что в документе лично Украине посвящен лишь один абзац, а весь объем текста умещается в целых 40 страниц.
Помимо этого страны G7 подтвердили «исключительную важность» реализации зерновой сделки, но выразили озабоченность действиями РФ в ее контексте. В частности, приводятся такие слова: «Мы призываем Россию отменить меры, препятствующие экспорту российского зерна и удобрений». Формулировка, мало имеющая связь с реальностью, но хорошо укладывающаяся в традиционную западную риторику.
Да, во время встречи с Владимиром Зеленским Джо Байден объявил о выделении Украине нового пакета военной помощи, в который вошли боеприпасы для артиллерии и бронетехники. И вроде Запад заявил о недопустимости «замороженного конфликта» и хоть каких-то мирных переговоров, что как бальзам на душу Незалежной. Но, с другой стороны, не замечено и сильного стремления лидеров «семерки» так уж нырять с головой в проблемы Киева. Наверное, очень показательно, что в коммюнике Украине был посвящен лишь один абзац. Почему не Украина, а именно РФ и КНР стали «главными героями» прошедшего саммита?
«На мой взгляд, нынешнее заседание G7 доказало, что американская стратегия по-прежнему нацелена на то, чтобы максимально консолидировать так называемое западное сообщество на обеспечение американских интересов, потому что Россия и Китай — две цели внешней политики США, — оценивает итоги прошедшего в Хиросиме саммита лидеров G7 старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко. — Эти две цели Америка рассматривает как основных оппонентов своему доминированию на мировой арене».
По словам эксперта, доказывает такой курс Соединенных Штатов учащение разного рода форумов, где американцы проводят работу по такой консолидации. Скромное упоминание Украины в тексте итогового коммюнике, по мнению Владимира Оленченко, доказывает, что Киев — только инструмент: «Инструмент теряет свою эффективность. Западники себя убеждали, что Украина может стать инструментом ослабления России. Этого не получилось, и сейчас они этим озабочены. Такую же ситуацию они проецируют на Китай (роль Украины, по их мнению, должен сыграть Тайвань), поэтому в этом проявляется разочарование и желание подстегнуть друг друга. В этом, мне кажется, смысл состоявшегося G7».
— Чем могут обернуться коллективному Западу прозвучавшие резкие выпады в сторону Москвы и Пекина?
— Китай — одна из ведущих стран мира, разговаривать таким языком с ним не подобает, как не подобает таким языком разговаривать и с Россией. РФ является членом Совета Безопасности, который несет ответственность за глобальную архитектуру безопасности во всем мире. Конечно, G7 берет на себя задачи не по чину, не соответствующие своему положению. Это объединение, а не структура, которая решает, кому что делать. Что касается того, что Китай должен влиять на Россию, — это снова шаблон американской политики.
Если мы вернемся на 2–3 года назад, когда актуально стоял вопрос о продлении международных договоров о запрещении носителей ядерного оружия, тогда американская сторона требовала от России надавить на КНР, чтобы Пекин включился в эти договоры и взял на себя обязательства по носителям ядерного оружия так, как это удобно американцам. Шаблоны остаются одними и теми же, только применяются в разных ситуациях по-разному.