Три законопроекта (один вносит изменения в действующий закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», другой - в Кодексе об административных правонарушениях, а третий - в Уголовный кодекс) правительство внесло в Госдуму в конце марта 2023 года. В первом чтении все они могут быть приняты 30 мая - профильные думские комитеты предложили концепцию этих документов одобрить.
Рассказывая о сути предлагаемых нововведений на заседании Комитета по охране здоровья, представлявший правительство замглавы МВД Игорь Зубов сообщил, что речь идет «о восполнении правового пробема, связанного с отсутствием в российском законодательстве четкого запрета на пропаганду наркотиков». Само понятие теперь «уточняется», то есть «вводится полный запрет на пропаганду незаконного оборота наркотиков, в отличие от существующего запрета некоторых из ее элементов»,- говорится в пояснительной записке к базовому из законопроектов. Было поручение президента РФ, в России действует «концепция нулевой терпимости к наркотикам», скоро секретарь Совбеза Николай Патрушев будет проводить совещание по этой теме, на него приедут представители многих стран мира, рассказывал докладчик…
Кстати, заметил он, в трети стран мира наркотики легализованы, и ни о каком запрете пропаганды речи там не идет в принципе. А у нас потребление не поощряется, незаконное потребление наказывается - значит, и все действия, содействующие незаконному обороту наркотиков должны пресекаться. Г-н Зубов зачитал новую формулировку понятия: «запрещается пропаганда незаконных оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, потребления наркотических средств и психотропных веществ, культивирования наркосодержащих растений, выражающаяся в публичном распространении информации: о способах, методах незаконных разработки, изготовления, производства и использования наркотических средств, психотропных веществ и (или) их аналогов, местах их незаконного приобретения, способах и местах незаконного культивирования наркосодержащих растений; о допустимости либо привлекательности незаконного потребления наркотических средств и (или) психотропных веществ, совершения иных незаконных действий в отношении наркотических средств, психотропных веществ и (или) их аналогов, наркосодержащих растений путем оправдания или представления указанных действий как общепринятых норм поведения»… Конечно, ко второму чтению эта формулировка может быть уточнена, тут же оговорил он, и признал: законопроект «не такой простой, как кажется, потребуется время, чтобы выстроить правоприменение»…
Трудно сказать, кому законопроект показался «простым», по крайней мере «МК» такого в Госдуме не встретил. Но курящие марихуану или нюхающие кокаин на экране под запрет попадают теперь точно.
Про таких, правда, в законопроекте сделана оговорка. На обнародованные на территории РФ или за рубежом до 1 января 2024 года «произведения науки, литературы и искусства», где есть информация о допустимости либо привлекательности незаконного потребления наркотиков, оправдение или «представление этих действий как общепринятых норм поведения», новый запрет распространяться не будет. А после 1 января 2024 года всё вышеперечисленное можно будет показывать, печатать и распространять, лишь сопроводив информацией о том, что за незаконные оборот, потребление, культивирование наркотических средств или психотропных веществ законы РФ грозят ответственностью «вплоть до пожизненного лишения свободы», и что незаконное потребление наркотиков «вызывает зависимость и непосредственно угрожает жизни и здоровью человека».
Можно ли будет показывать при условии сопровождения угрожающими надписями созданные после 1 января 2024 года произведения науки, литературы и искусства (ведь запрет есть запрет), или разрешение касается лишь тех, что созданы ранее? Четкого ответа на этот вопрос нет. Вот что говорил депутатам г-н Зубов: «Мы не предполагаем здесь, что завтра же запретим все фильмы про наркомафию, все книжки. Речь идет о произведениях и публичных высказываниях, которые склоняют человека к потреблению наркотиков, формируют установку, что потребление наркотиков дает ему некий социальный лифт. И мы делаем некие все-таки ссылки на то, что нужна адаптация - до 1 января 2024 года, нужно время для наработки практики, чтобы разобраться с потоком сегодня легальных публичных произведений, из которого надо будет выделить те, что будут запрещены. Чтобы не топтать общественное пространство, а чтобы оно само себя отрегулировало».
Соответствующие изменения будут внесены и в закон «О СМИ», и в закон «Об информации, информационных технологиях…», который регулирует деятельность Интернета в России.
«Тонкий момент - произведения искусства, книги, фильмы. Обсуждалось, как будет выглядеть это предупреждение? Бегущая строка, плашка, темный экран с надписью? Распространение в Интернете фрагментов фильмов и эпизодов с курением марихуаны или кокаина тоже будет считаться пропагандой? А «Криминальное чтиво», этот культовый фильм, полностью будет запрещен?»- попросил уточнить Алексей Куринный (КПРФ). «Будет ещё постановление правительства, которым постараемся отрегулировать все вопросы. Честно говоря, у меня самого ещё есть колебания - как это сделать. Понимаю, что надо сделать, а как - будем думать»,- ответил он. Г-н Зубов считает, что «общество гражданское в стране сильное сейчас, и что бы там ни говорили критики, быстро поправят, если будут сильные перегибы»…
«Анализ Государственного антинаркотического комитета, касающийся складывающейся оперативной обстановки о наркоситуации, свидетельствует, что несмотря на то, что ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков в РФ остается стабильной и контролируемой, уровень наркоугрозы сохраняется. По состоянию на 1 января 2022 года на учете в специализированных медицинских учреждениях Минздрава России и ФСИН России находилось 449,7 тыс. наркопотребителей, что соответствует уровню 2020 года», а в Стратегии государственной антинаркотической политики до 2030 года, утвержденной указом презиедента, определено, что «масштабное использование сети "Интернет" для пропаганды незаконного потребления наркотиков является одной из угроз национальной безопасности», говорится в заключении Комитета по безопасности и противодействию коррупции на базовый законопроект.
Соответствующие новому пониманию «пропаганды незаконного оборота наркотиков» изменения будут внесены и в КоАП. Второй из законопроектов пакета переносит новую формулировку в «старую» статью 6.13 кодекса, которая пока ещё наказывает за пропаганду и «незаконную рекламу» наркотических средств, психотропных вещвеств или их прекурсоров, растений, содержащих такие вещества либо их прекурсоры, и прорпаганду новых потенциально опасных психоактивных веществ (исключение - распространение соответствующей информации специализированных изданиях, рассчитанных на медработников и фармацевтов). Наказания при этом предлагается оставить в общем и целом прежними: штрафы для граждан, например - от 4 до 5 тысяч рублей, в случае пропаганды в Интернете - от 5 до 30 тысяч рублей. Для юридических лиц максимальные штрафы достигают 1 млн. - 1 млн.500 тысяч рублей.
Примечание к этой обновленной статье КоАП освобождает от административной ответственности «распространение сведений» о незаконном обороте наркотиков «при освещении результатов деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и специально уполномоченных органов», которые с наркотиками борются, «а также при осуществлении учебной, научной и экспертной деятельности». То есть представителям МВД, скажем, можно будет говорить, кто, где и когда незаконно потреблял, распространял или выращивал, а простым смертным, не чиновникам и не правоохранителям, не преподавателям или ученым с экспертами - нет.
Одновременно вносятся изменения и в статью 13.41 КоАП, которая наказывает за нарушение порядка ограничения доступа к запрещенной информации (любой) провайдером, собственником сайта или страницы сайта. Здесь логика та же: состав правонарушения уточняется, а наказания остаются прежними. Например, за неудаление владельцем сайта или интернет-ресурса информации или страницы, содержащей пропаганду незаконного оборота наркотиков в её новом понимании будет грозить штрафом от ста тысяч до двухсот тысяч рублей для граждан, от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей для должностных лиц, и от трех миллионов до восьми миллионов рублей для лиц юридических.
В профильном Комитете по госстроительству и законодательству поддержали этот законопроект (рассмотрение проходило опросным путем), высказав к нему несколько замечаний. В частности, говорится в заключении комитета, за пропаганду культивирования наркосодержаних растений предлагается установить для юридических лиц штраф в размере от 800 тысяч до 1 млн.рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток, хотя за само незаконное культивирование указанных растений ответственность для юридических лиц в другой статье КоАП, которая не правится - 100-300 тысяч рублей…
Но и это не всё! Тем, кто был наказан в административном порядке за пропаганду незаконного оборота наркотиков в Интернете и в течение года совершил ещё одно аналогичное нарушение, правительство обещает уголовное дело. Уголовный кодекс планируется дополнить новой специальной статьей: штраф до 50 тысяч рублей, альтернатива - обязательные, принудительные или исправительные работы, а в самом худшем случае - лишение свободы на срок до 2 лет с такой же длительностью запретом на определенные должности и профессии. Такое же наказание будет грозить и ранее судимому по этой новой статье, но попавшемуся на пропаганде в Интернете опять.
Действия в Интернете правительство считает особо общественно опасными, «потому что они охватывают многомиллионную аудиторию, существенной частью которой являются несовершеннолетние, а также способствует расширению рынка сбыта запрещенных веществ», говорится в пояснительной записке к третьему законопроекту. Введение уголовной ответственности за пропаганду незаконного оборота и потребления наркотиков «в том числе» направлено и на реализацию положений Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Следствие будут вести сотрудники МВД, рассматривать дела по новой статье УК поручат мировым судьям.
Верховный суд поддержал правительство, предложив расширить круг возможных обвиняемых по новой статье УК за счет тех, кто был раньше осужден по любой другой «наркотической» статье УК, а потом занялся пропагандой в Интернете.
При обсуждении законопроекта в Комитете по охране здоровья Бадма Башанкаев («ЕР») напомнил, что в свое время все увлекались рок-н-роллом, «а дети наши слушают рэп, где через одну песню упоминаются наркотики». «Их тысячи, мы что, всех посадим?» - спросил он. Г-н Зубов заверил, что сразу никто никого сажать сразу не собирается. «С рэперами, которые поют про наркотики, будем поводить профилактические беседы, а если не поможет - ну что же, будем сажать»… - сказал он.
Пакет должен вступить в силу с 1 января 2024 года.