Верховный суд разъяснил, что такое «преступный приказ» на СВО

Не всякая сдача в плен — госизмена

Сдача военнослужащего в плен с переходом на сторону противника будет считаться государственной изменой. Такую трактовку нормам Уголовного кодекса дал Верховный суд в свежем постановлении Пленума. Высшая инстанция выпустила масштабное разъяснение для судов по делам о преступлениях против военной службы: в каких случаях пленника не следует отдавать в руки правосудия, что будет с солдатом за самоволку и как быть с теми, кто на фронте совершил преступление, будучи призванным в ряды Вооруженных сил незаконно.

Не всякая сдача в плен — госизмена

Пленум высшей инстанции подробно разъяснил, как судам следует трактовать сдачу российских военнослужащих в плен. Здесь главное — цель такой сдачи. Если солдат сложил оружие перед врагом, чтобы примкнуть к его рядам и воевать против России, это будет считаться государственной изменой и караться лишением свободы от 12 до 20 лет.

Если военнослужащий сдался в плен добровольно, но не планировал переходить на сторону противника, судить его будут за «добровольную сдачу в плен при отсутствии признаков госизмены» (ст. 352.1. УК РФ). Наказание в таком случае составит от трех до десяти лет тюрьмы.

Как понять, что солдат сдался в плен добровольно? Для этого суду придется установить два момента: осознавал ли пленник, что делает, и была ли у него возможность сопротивляться.

Высшая инстанция напомнила, что по Уставу внутренней службы Вооруженных сил РФ «военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части или подразделения и в полном окружении, должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен; в бою он обязан с честью выполнить свой воинский долг».

«Если военнослужащий по своему физическому состоянию не способен уклониться от плена, фактический его захват противником не образует состава данного преступления (например, нахождение военнослужащего в беспомощном состоянии, в том числе вследствие тяжелого ранения или контузии)», — разъясняется в документе Верховного суда.

Вариант вовсе избежать уголовной ответственности у пленника все же есть. Здесь важны два обстоятельства. Первое — в плен солдат попал впервые. Второе — он «принимал меры для своего освобождения и возвращения к месту службы и не совершил во время пребывания в плену других преступлений», — подчеркивает ВС.

Дезертир дезертиру рознь

Не всякая самоволка приведет военнослужащего на скамью подсудимых, следует из постановления Пленума ВС. В каждом отдельном случае судье придется разбираться, что именно заставило солдата оставить место службы. Если окажется, что причина уважительная, ответственности не будет. Опять же это касается только тех, кто самовольно ушел с фронта впервые.

Под стечением тяжелых обстоятельств судам рекомендовано понимать неблагоприятные жизненные ситуации личного, семейного или служебного характера. Например, тяжелое состояние здоровья отца, матери или других близких родственников. Важный нюанс: как только негативные жизненные обстоятельства отпали (например, близкий родственник, за которым был нужен уход, выздоровел или, наоборот, скончался), а военнослужащий в часть не вернулся, его будут судить на общих основаниях.

Кстати, неуставные отношения и опасное для жизни и здоровья насилие со стороны сослуживцев или командования тоже могут считаться весомыми основаниями уйти в самоволку. В этом случае солдату следует ссылаться на состояние крайней необходимости (статья 39 УК РФ). Тогда единственное, что должен сделать суд, — оправдать военнослужащего за отсутствием состава преступления.

Еще одно важное разъяснение касается разграничения понятий «дезертирство» и «самовольное оставление места службы». Это не одно и то же, — подчеркивает ВС. Так, ответственность за «самоволку» наступит, если солдат планирует покинуть место службы временно, а потом вернуться. Если же военнослужащий сбежал насовсем — это дезертирство. Чтобы понять, является ли военнослужащий именно дезертиром, суду придется проследить цепочку его действий:

«Об умысле на дезертирство могут свидетельствовать такие обстоятельства, как приобретение или изготовление лицом подложных документов, удостоверяющих личность либо свидетельствующих о том, что оно прослужило установленный законом срок военной службы или имеет отсрочку от призыва, устройство на работу, сокрытие при его задержании правоохранительным органом факта прохождения им военной службы и т.п.», — объясняет ВС.

Преступный приказ и незаконная мобилизация

По общему правилу в период мобилизации призванный на службу солдат обязан выполнять приказы командования, даже если это угрожает их жизни, напоминает высшая инстанция. Но как быть, если командир приказал сделать то, что априори незаконно?

Здесь ключевой момент — осознавал ли солдат преступность приказа. Если осознавал, но все равно сделал, — будет нести ответственность на общих основаниях. А вот если не осознавал и не мог осознавать, тогда ответственности для военнослужащего не будет. В таком случае исполнителем преступления, совершенного подчиненным, будет считаться его командир. Его и станут судить.

Кроме того, Верховный суд дал пояснения по ситуациям, когда преступление на фронте или в воинской части совершено человеком, призванным в армию без законных оснований. Например, у него есть действующая отсрочка или он в принципе не подлежит призыву. В таком случае судить его за преступление против военной службы нельзя.

«В этом случае суду надлежит постановить оправдательный приговор за отсутствием в деянии подсудимого состава преступления, если в содеянном им отсутствуют признаки состава общеуголовного преступления (например, если такое лицо обвинялось в самовольном оставлении части или места службы по статье 337 УК РФ)», — подчеркивает Верховный суд в постановлении Пленума.

Другое дело, если солдат, пусть и незаконно мобилизованный, во время службы все же совершил какое-то преступление. В таком случае уголовное дело против него будет заведено, но не как против военнослужащего. Соответственно, и статья Уголовного кодекса ему будет вменена как обычному гражданину. К примеру, если такой незаконно мобилизованный солдат избил командира и причинил ему вред здоровью средней тяжести (например, сломал нос), судить его следует не по статье «Насильственное действия в отношении начальника» (пункт «в» части 2 статьи 334 УК РФ, до восьми лет лишения свободы), а по статье «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» (пункт «б» части 2 статьи 112 УК РФ, до пяти лет лишения свободы).

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29032 от 19 мая 2023

Заголовок в газете: Законы военного времени

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру