«Турки - ребята горячие»: предсказан исход выборов с участием Эрдогана

У Кылычдароглу нашли главный изъян: «Переобувается на ходу»

Политическая судьба Турции решится уже в ближайшее воскресенье, 14 мая. По мере приближения дня выборов все интереснее складывается ситуация с противостоянием основных кандидатов – президента Реджепа Тайипа Эрдогана и оппозиционера Кемаля Кылычдароглу. Проводимые опросы стали показывать, что триумф одного из кандидатов случится уже в первом туре. Этот факт сильно контрастирует с теми данными, которые выдавали опросы еще совсем недавно. Учитывая это, политики продолжают активно воздействовать на своих избирателей, все больше запутывая аналитиков. Разбираемся в турецких предвыборных страстях.

У Кылычдароглу нашли главный изъян: «Переобувается на ходу»

Чувство, что приближается что-то грандиозное и важное, стало особенно остро ощущаться после проведенного Эрдоганом предвыборного митинга 7 мая. Этот день не только ознаменовал ровно неделю до решающего дня голосования, но и, по сути, стал одним из последних масштабных выступлений кандидатов перед народом. Еще один раз перед выборами политики выступят в отведенных им временных интервалах 13 мая.

Эрдоган воспользовался моментом максимально эффектно. На собранном в Стамбуле митинге присутствовало, по официальным данным, 1,7 миллиона человек. «Если жители Стамбула скажут «да» на выборах, вопрос избрания президента можно считать решенным», – заявил Эрдоган, без сомнения, намекая на свою кандидатуру.

В программной речи в минувшее воскресенье Эрдоган построил собственную кампанию на продвижении так называемой мечты «Века Турции», что означает выбор избирателями доверия и стабильности. Главные обещания Эрдогана включают: сохранение президентской системы, более низкие процентные ставки и сильная, независимая Турция с влиянием во всем регионе.

И уже стартовали выборы за рубежом. Заместитель министра иностранных дел Турции Ясин Экрем Серим заявил во вторник, что на выборах за рубежом проголосовало рекордное количество турецких экспатов – 1,8 миллиона человек. Для понимания, это 53,18% всех избирателей за рубежом.

По правилам, кандидат на выборах должен набрать 50% голосов для победы в первом туре. Если же этого не происходит, то проводится второй тур, который назначен на 28 мая. Наверное, не стоит объяснять, что такое количество зарубежных избирателей могут обеспечить серьезную поддержку как одному, так и другому кандидату и повернуть результаты выборов в абсолютно неожиданную сторону.

И здесь шансы главного соперника Эрдогана Кемаля Кылычдароглу тоже нельзя недооценивать. Он – во многом противоположность действующему президенту. В списке его основных обещаний возвращение к «сильной парламентской системе», решение курдского вопроса, отправка сирийских беженцев домой, сближение с Евросоюзом и США.

Здесь-то и начинается самая захватывающая часть предвыборных раскладов. Во вторник в турецкой газете Hürriyet вышел материал, в котором автор разбирает неопубликованные итоги опросов общественного мнения (в последние несколько дней перед выборами результаты, по закону, запрещено предавать огласке). Проанализировав эти данные, автор публикации делает вывод, что: на выборах будет рекордная явка, они закончатся в первом туре, Эрдоган побеждает.

Такая картина объясняется несколькими факторами, которые в числе прочего включают значительную поддержку народом именно Эрдогана и беспокойство о потере правильного избирателя. Как бы то ни было, мнение, что все решится 14 мая, еще в конце апреля не было таким уж популярным. Аналитики сходились в том, что практически со стопроцентной вероятностью будет второй тур. По данным Hürriyet, поддержка Эрдогана достигает 52%. Фактически – это и правда победа.

Однако есть и другие опросы, которые были опубликованы в начале мая. Они не дарят надежду на однозначную победу ни одному из кандидатов. Согласно опросу компании Areda Survey, Реджеп Тайип Эрдоган получает 50,8% голосов, а Кемаль Кылычдароглу — 41,9%, в то же время опрос компании ORC сулит действующему президенту 44,6%, а его конкуренту — 48%.

Очень много зависит от того, сколько наберут еще два кандидата, о которых часто забывают – лидер партии Memleket («Родина») Мухаррем Индже и лидер Партии националистического движения Синан Оган. Суммарно они, в среднем, набирают чуть меньше 7,5% голосов.

«Турки – ребята горячие. Как у них все решается – это всегда вопрос, но, на мой взгляд, сейчас турецкая оппозиция, понимая, что им не победить в первом туре, наделала слишком много глупостей. Эрдоган слишком опытный политик, чтобы за несколько дней до выборов совершать резкие и судьбоносные ошибки, – комментирует тюрколог, ведущий научный сотрудник Центра азиатских и африканских исследований ВШЭ Алексей Образцов. – Второй тур – это победа оппозиции. Это будет огромный успех всех оппозиционных сил, потому что избиратели всех партий, которые не прошли во второй тур, традиционно голосуют против победителя первого тура. На это делается расчет.

У меня такое ощущение, что турецкая оппозиция сама понимает, что в первом туре ей не выиграть. Ее главная цель сейчас – затянуть дело до второго тура голосования в расчете на то, что все недовольные Эрдоганом во втором туре проголосуют за оппозиционного лидера».

Как отмечает эксперт, резон в этом есть, что отлично понимает и сам Эрдоган. Здесь Алексей Образцов призвал вспомнить инцидент, когда президенту стало плохо в прямом эфире, но буквально на следующий день он включился в предвыборную борьбу. Турецкий лидер осознает, что второй тур – это шанс для оппозиции вывернуться из проигрышной ситуации.

«Для Эрдогана есть и хорошие новости, – продолжает эксперт. – В существующих опросах не учитываются голоса граждан Турции, которые живут за границей. Турецкая диаспора может дать до 5% голосов. Только в Германии живет порядка 3 миллионов турков, а еще плюс Швейцария, Англия, Нидерланды и прочие. Кроме того, когда в европейских странах было введено понятие «двойная идентичность» (грубо говоря, ребенок, который родился от немки и турка, он кто: турецкий немец или немецкий турок?), в зависимости от своего выбора, они тоже получили право участвовать в голосовании. Поэтому я бы с осторожностью относился к опросам, которые проходят только внутри Турции. Традиционно в Европе диаспора голосует за Эрдогана.

Пока, на мой взгляд, весы не качнулись ни в одну сторону. Но я бы отдавал предпочтение Эрдогану, потому что по ментальности турки – лидерская нация. Когда им предлагают в качестве альтернативы одного президента и семь вице-президентов, любой турок начинает стучать кулаком по лбу и говорить, что его хотят обмануть».

Но исключать, в теории и на практике, возможную победу Кылычдароглу не нужно. Кандидат не менее активно старается переманить на свою сторону потенциальных избирателей. Однако есть в нем один нехороший изъян – он склонен менять свою позицию, преимущественно по вопросам внешней политики, в зависимости от своего положения в опросах. Например, когда только начиналась предвыборная кампания, Кылычдароглу откровенно был бальзамом на душу Запада. Думать о том, что лидер оппозиционного альянса ставленник «заокеанской группировки», стали еще в 2022 году.

Тогда газета Yeni Safak заподозрила в поездке Кылычдароглу в Соединенные Штаты корыстную цель: «Его визит в США от «А» и до «Я» является сомнительным. Более или менее известно, с кем он контактировал по поводу своей президентской кандидатуры, в какие двери стучался за разрешением и согласием. Кылычдароглу — это троянский конь угнетателей. Кылычдароглу и другие партии оппозиции — пешки империализма».

Поначалу так и было, но по ходу продвижения кампании вдруг стали проскакивать заявления и о продолжении контактов с Россией, у Кылычдароглу даже как-то случилась попытка продвинуть идею о закрытии в стране всех военных объектов США. На самом деле, здесь все просто. Кандидат хорошо чувствует настроения населения. Плюс ко всему, Турция (даже если политик заявляет, что он более демократичен, чем его соперник) вкладывает в понятие демократии совсем другой смысл, отличный от того же Запада. Если либеральный курс мешает интересам самой Турции, то Анкара предпочитает отдавать предпочтение своим интересам. Есть один важный вопрос, исходя из этого. Может ли тогда Кылычдароглу в случае своей победы подкинуть «сюрпризы» Западу, который так усердно ждет его триумфа?

«Он довольно пристойный человек, он не популист, в политике достаточно опытный, – поясняет Алексей Образцов. – У него, правда, есть целый набор «отрицательных» черт. Во-первых, он не совсем мусульманин, хотя сам утверждает обратное. Он подтвердил, что является алевитом. Но они не совсем мусульмане. Представьте, если бы в России стал президентом представитель какой-нибудь лихой секты. Представить сложно. А алевиты примерно такие. Когда формировалась многоголовая оппозиционная платформа, он сделал несколько довольно резких антироссийских заявлений, но буквально неделю назад, когда понял, что такая риторика мало популярна, стал на ходу переобуваться. Однако никакой уверенности в том, что, став президентом, он не поменяет тапочки в третий-четвертый-пятый раз нет».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29026 от 11 мая 2023

Заголовок в газете: Турция ждет воскресенья

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру